Главная | Новости | В мире | Россияне выбирают пляжный и безвизовый отдых в погоне за дешевизной
Новость
Россияне выбирают пляжный и безвизовый отдых в погоне за дешевизной
Из-за накрывшего страну экономического кризиса россияне начали сильно экономить на отдыхе: они реже выезжают за границу и выбирают дешевые туры.
По сравнению с 2008 годом спрос по всем направлениям упал в среднем на 18–20%, сместившись при этом в сторону недорогого пляжного отдыха в безвизовых странах, пишет газета "Новые известия" со ссылкой на Ассоциации туроператоров России (АТОР).
Две тенденции – спрос на более дешевые безвизовые направления и более бюджетные варианты отдыха – стали визитной карточкой 2009 года. Экскурсиям россияне теперь предпочитают расслабленные каникулы у моря и активный отдых.
Страны, предлагающие экскурсионные программы, оказались менее востребованными. Так, заметно снизилась популярность Чехии, позиции которой еще пару лет назад казались незыблемыми. За девять месяцев 2009 года (данных за весь год еще нет) Чехию посетили более 253 тысяч россиян, что на 22% меньше, чем в 2008 году.
Причины непопулярности сами чехи видят в недостаточной рекламе и падении доходов многих россиян, предпочитающих теперь ездить не в Прагу и Карловы Вары, а в безвизовые страны. Истинные же причины непопулярности экскурсионных туров в Чехию, а также во Францию, Италию, Великобританию и другие европейские государства не только в этом.
Высокая стоимость путевок, сложности с получением визы, недостаточное количество спецпредложений и более гибкая ценовая политика стран, предлагающих пляжно-морской отдых круглый год, – все это в комплексе с кризисом и поспособствовало падению спроса. Экскурсионный отдых неизбежно влечет за собой дополнительные расходы на походы в музеи, театры, на переезды и перекусы, в то время как отдых по системе "все включено" позволяет вести практически затворнический образ жизни в турецких, египетских, болгарских и прочих отелях, избегая лишних трат.
В условиях кризиса не все готовы к дополнительным расходам, когда поездка и без того обходится недешево - снижение цен на путевки составило в среднем всего 10% по сравнению с 2008 годом, что совсем нельзя назвать антикризисным.
"Люди стали значительно меньше ездить в экскурсионные туры, выбирая для отпуска пляжи и море, - комментирует сложившуюся ситуацию исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. - Лидером по итогам года стал Египет, который посетило наибольшее количество россиян". Следом идет Таиланд, который отличают привлекательные цены и хороший сервис. Замыкает тройку самых популярных направлений Турция.
Впрочем, некоторый сумбур в эту статистику внесли новогодние каникулы прошлой и нынешней зимы, которые часть россиян по традиции провела на горнолыжных курортах Европы. Однако большой погоды зимние направления все равно не сделали - пальма первенства осталась у теплых стран.
С привычкой регулярно выезжать за границу многие сейчас расстаются болезненно и мучительно. Кого-то жизнь заставила пойти на радикальные меры и вообще отказаться от поездок на ближайшие год-два, кто-то сократил вояжи с трех-четырех до одного-двух в год. А часть потребителей услуг туристических компаний стали путешествовать "дикарями", то есть самостоятельно.
Клиенты начали экономить на издержках и сами организовывать свой отдых, то есть покупать авиабилеты, бронировать гостиницу, планировать маршрут, чтобы избавиться от посредников.
Но даже те, кто по-прежнему остаются клиентами турфирмы из-за лени или еще по какой-то причине, в первую очередь оценивают стоимость туров.
Испания
Многие страны, в которых туризм является одной из основных статей дохода, уже подвели итоги 2009 года и озвучили планы на 2010 год. И если судить по данным национальных туристических агентств и офисов, а также по информации российских экспертов туриндустрии, то излюбленными направлениями для русских туристов остаются Египет, Таиланд и Турция.
Греция, которая в начале летнего сезона-2009 устроила настоящий демпинг, предлагая отдых на островах и в континентальной части по смехотворным ценам, все-таки не смогла конкурировать с могучей тройкой. Испания, позиции которой на российском рынке по-прежнему достаточно сильны и которая вела грамотную визовую политику, также оказалась потесненной. Но тем не менее там настроены на решительную борьбу за российского туриста.
В этом году Испания председательствует в Евросоюзе и намерена использовать эту возможность, чтобы облегчить визовый режим для россиян на 100%. В частности, испанцы планируют способствовать принятию визовых послаблений и внедрению дорожной карты.
Напомним, Испания начала выдавать россиянам мультивизы сроком на шесть месяцев весной 2009 года, что позволило этой стране привлечь дополнительное число российских туристов и минимизировать последствия кризиса для своей туриндустрии. При среднем снижении потока россиян за рубеж летом 2009 года на 30-40% Испания потеряла всего 17,5% туристов из России.
Турция
Из лидеров же к настоящему моменту только Турция обнародовала свои данные по турпотоку. Он по-прежнему неиссякаем и даже вырос почти на 3%. Но россиян среди иностранных туристов стало меньше на 6,41% по сравнению с 2008 годом.
В целом турецкие города и курорты посетили 2,6 миллиона гостей из России (это почти 10% от общего количества иностранных туристов), а самыми многочисленными в Турции вновь оказались немцы (4,5 миллиона человек).
Россияне предпочитали курорты Анталии и Стамбул. Возможно, в 2010 году граждане РФ вновь вернутся на турецкое направление в прежнем объеме. По крайней мере, эксперты делают оптимистичные прогнозы. "Турция будет востребована, несмотря ни на что, - уверены специалисты профильных туркомпаний. - Просто многие поменяют отели – с шикарных на более скромные, но все равно поедут на средиземноморские и эгейские курорты".
Кроме того, отмена виз для российских граждан, которая ожидается в июне 2010 года, сделает турецкие курорты еще привлекательнее.
До недавних пор своими прямыми конкурентами в борьбе за российских туристов турки считали Египет и Испанию. Однако кризис внес свои коррективы, и новым конкурентом для Турции в 2009 году стала Болгария. В погоне за более дешевыми турами черноморские здравницы оказались более привлекательными, к тому же качество и разнообразие сервиса в Болгарии изменилось в лучшую сторону.
Сыграл положительную роль и введенный в середине апреля 2009 года упрощенный режим получения виз для россиян. В результате граждане РФ потянулись в Албену, на Солнечный Берег и Золотые Пески. Эта же тенденция, по прогнозам, сохранится и в 2010 году.
Китай
На Востоке традиционно одной из самых посещаемых россиянами стран был Китай, но, похоже, туры в Китай теряют свои позиции. В прошлом году Поднебесную посетили более 1,74 миллиона россиян, что на 44% меньше, чем в 2008 году (тогда в КНР побывали 3,12 миллиона наших соотечественников). Наибольшее падение турпотока из России произошло в северной провинции Хэйлуцзян и на юге страны, в провинции Хайнань. Причиной столь катастрофического снижения популярности страны стало введение новых таможенных пошлин на ввоз товаров в РФ (ведь в Китай ездят не только туристы, но и торговцы) и пресловутый кризис.
Хотя в "китайском вопросе" не все так однозначно. Пекин по-прежнему очень популярен среди россиян, в нем побывали почти 150 тысяч человек. А в провинции Шаньдунь, где расположены популярные среди жителей Сибири и Дальнего Востока морские курорты, даже зафиксирован впечатляющий рост турпотока из России на 60%.
Доминикана
Экзотические направления - Мальдивы, Сейшелы, Маврикий, Шри-Ланка, Куба и страны Латинской Америки - практически потеряли российского клиента. Российский турпоток в Доминикану увеличился в 2009 году более чем на 25%. Райские места посетили почти 50 тысяч россиян. В общем же потоке иностранных туристов (3,4 миллиона человек) это, конечно, капля в море. Впрочем, россияне только начинают осваивать это направление.
Правда, после случившегося в начале января страшного землетрясения на Гаити (Доминиканская Республика находится в восточной части острова) спрос на начавшее набирать популярность направление практически исчез. Российские туроператоры констатируют стабильное затишье и уклончиво отвечают, что "ситуация с продажами сложная". Причем к оживлению данного благодатного направления не привело даже то, что цены на путевки упали на 25–30%.
Стоит также учесть активность и предпочтения россиян в период новогодних праздников и каникул. В первую десятку наиболее популярных стран в декабре попали Таиланд, Египет (именно в таком порядке, поскольку азиатская страна была представлена большим количеством спецпредложений и поэтому была максимально востребована), Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия, Андорра, Индия, Доминиканская Республика. Пляжные страны "разбавила" старая добрая Европа с ее горнолыжными курортами в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции и Финляндии.
Однако и тут приоритеты россиян сместились в сторону новых направлений. Часть горнолыжников и сноубордистов оттянули на себя Швеция, Болгария и Польша, предлагавшие более выгодные по соотношению "цена - качество" туры.
В целом завершившиеся новогодние каникулы для турбизнеса оказались более удачными, чем предыдущие. И некоторые эксперты уже поторопились заявить, что "турбизнес выходит из рецессии и в 2010 году будет наблюдаться подъем отрасли".
Однако эти слова для большинства рядовых потребителей туристических услуг ровным счетом ничего не значат, поскольку данное обстоятельство может лишь привести к дальнейшему росту цен на путевки. Если это произойдет, то усилия многих стран, заинтересованных в привлечении российских туристов и удешевлении туров, окажутся напрасными, заключает газета.
Добавим, что через две недели, 12 февраля, в канадском Ванкувере стартуют XXI Зимние Олимпийские игры, за ходом которых большинство россиян предпочтут следить по телевизору. Очень низкий интерес к главному спортивному событию года лишний раз подтверждает стремление граждан России "пересидеть" кризис дома. Туры стоимостью от 6 тысяч до 60 тысяч долларов (в зависимости от класса места в самолете и билетов) потянет уже не каждый заядлый турист. Тем более что он столкнется с трудностями при оформлении канадской визы.