Главная | Статьи | 3 взгляда на "половой вопрос": одинакова ли роль мужчин и женщин в организации?

Статья

3 взгляда на "половой вопрос": одинакова ли роль мужчин и женщин в организации?

3 взгляда на "половой вопрос": одинакова ли роль мужчин и женщин в организации?

Одинакова ли роль мужчин и женщин в организации? В разных компаниях считают по-разному.

Факты говорят сами за себя. Сегодня женщины располагают большим, чем когда-либо, влиянием в бизнесе и политике. В 1971 году, всего 40 лет назад, женщины Швейцарии впервые получили право голосовать на выборах. Сегодня в Федеральном совете Швейцарии женщин больше половины — 4 из 7. В прошлом году на долю женщин приходилось 49% рабочих мест в США и 50% руководящих должностей. В докладе Министерства труда США от 2006 года даже отмечалось, что женщины количественно превосходят мужчин в таких сферах, как управление финансами, HR, образование, здравоохранение, бухгалтерия и аудит, бюджетная аналитика, имущество, недвижимость, управление общественными работами. Большинство европейских стран отстают в этом плане от США, но в целом налицо огромный прогресс. Вопрос, однако, в том, приспособились ли компании к новому гендерному ландшафту?

 

Простого решения нет

Особенно велики гендерные различия на рынке труда, когда речь идет о руководящих должностях. И это оказывает влияние на шансы женщин в продвижении по карьерной лестнице: при принятии решения о подборе руководителей, повышении в должности, отправке на обучение к женщинам обычно относятся менее благосклонно, чем к мужчинам.

В некоторых организациях выработалась модель женщины-руководителя, «женщины-самца». Но этот «прогресс» подавляет некоторые особенности женщин, которые можно считать их преимуществом в руководстве людьми, — например, чувство общности и заботливость.

В каких ситуациях к мужчинам и женщинам нужно относиться по-разному? И нужно ли это делать вообще? Какие структуры, инициативы и политика приведут к фундаментальному равенству полов в организациях и выявлению сильных сторон каждого человека независимо от его пола?

Так как прямого и простого ответа нет, руководители нередко действуют в соответствии со своими собственными представлениями о различиях между мужчинами и женщинами. Мы обнаружили, что они склонны придерживаться одного из трех наборов предположений о роли мужчин и женщин в организации. Каждое из этих предположений подразумевает определенную стратегию общего руководства и HR. Слишком часто попытки вести диалог оканчиваются крахом, потому что говорящие не определились с исходными понятиями. А ведь в каждом варианте есть ключ к прогрессу.

Три взгляда на роль мужчин и женщин

Взгляд 1. На работе пол не имеет значения. Различия между женщиной и мужчиной в роли руководителя невелики, а следовательно, к ним нужно относиться одинаково.

Сторонники такого взгляда скорее всего одобрят инициативу отдела кадров по облегчению для женщин доступа к руководящим должностям. Так как и женщины, и мужчины одинаково хороши в роли начальников, тот факт, что среди руководителей женщин меньше, может быть объяснен их исторической ролью матерей и домохозяек. Приверженцы этой системы взглядов хотели бы видеть среди сотрудников больше женщин, и если их мало в руководстве, это может значить, что компания упускает хороших руководителей.

HR-инициативы могут включать формирование кандидатских пулов с определенной долей женщин при приеме на работу и при отборе на высшие должности в организации — тем самым внимание привлекается к женщинам, но суть кампании не меняется. HR-отделы предоставляют женщинам возможности и поддерживают их в попытке ими воспользоваться, но ничего не меняют в способе оценки их работы или в природе самих этих возможностей.

Если подобные инициативы будут успешно претворены в жизнь, женщины станут лучше понимать пути своего продвижения и профессионального развития. Организация получит больше женщин, готовых к повышению в должности.

Взгляд 2. Осознанное отношение к полу. Различия между руководителями-женщинами и руководителями-мужчинами значительны, и это надо учитывать.

Сторонники такого подхода будут осуществлять HR-инициативы, которые отвечают определенным потребностям и особенностям женщин. Они полагают, что работа женщин недооценивается, и могут ввести для них специальные программы, например свободный график, неполный рабочий день, принятие на ту же должность после декретного отпуска. Они также могут переделать критерии оценки работы и систему вознаграждения, обратив внимание на сферы, где женщины проявляют себя лучше всего, — например, трансформационное лидерство, поддержка других и сплочение коллектива. Возможно, они создадут специальные менторские программы для женщин. В такой HR-системе упор делается на подбор рабочих обязанностей для женщин, оценку их уникальных особенностей и наделение их высшими полномочиями. Приверженцы этого взгляда могут также оспорить общепринятое противопоставление рабочей и домашней обстановки, укоренившееся в «мужской модели».

Если такие инициативы будут успешно претворены в жизнь, многие женщины почувствуют, что их ценят за то, что они другие. Организация тоже окажется в выигрыше: получит преданных сотрудниц и сплоченный коллектив, что может привести к появлению новых идей.

Взгляд 3. Восприятие создает реальность. Женщины и мужчины мало отличаются в роли руководителей, но люди считают, что они разные, и этот стереотип создает барьеры.

Приверженцы такого взгляда, скорее всего, будут одобрять HR-инициативы, разрушающие гендерные стереотипы. Они считают, что женщин на руководящих должностях меньше из-за предвзятого отношения, подкрепляемого общепринятыми моделями поведения в обществе. По их мнению, стереотипы ограничивают потенциал людей. Возможно, они будут продвигать женщин в нетрадиционных для них сферах деятельности. Например, они могут добиться, чтобы у женщин-инженеров и линейных руководителей были очень заметные роли. Могут проводить тренинги на тему напористого поведения и убеждающего стиля общения. Возможно, в компании будут проводиться семинары по изучению стереотипов и их последствий, чтобы люди учились видеть реального человека. Еще один метод — предоставить мужчинам больше возможностей работы с женщинами, чтобы они могли побороть сложившиеся стереотипы.

Если эти инициативы удастся воплотить в жизнь, женщины в организации смогут действовать как им хочется, освободившись от груза чужих ожиданий и предвзятых оценок. От борьбы со стереотипами выиграют и мужчины. В организации будет меньше не только гендерных, но и других стереотипов. Это поможет людям занять подходящие им должности.

Право выбора

При описании этих парадигм мы не отдавали предпочтения ни одной из них. Решать предстоит каждой организации и HR-отделу. На самом деле определенная их комбинация способна обеспечить прогресс для нас всех как людей, работающих на благо компаний, и для будущих поколений. Давайте перестанем избегать вопросов и начнем обсуждение.

28 февраля 2011 г.
http://jobsmarket.ru

Тема недели

28.02.11 (Locale error: object or type not supported.)

Статьи

28 февраля 2011

3 взгляда на "половой вопрос": одинакова ли роль мужчин и женщин в организации?

Факты говорят сами за себя.

28 февраля 2011

Исповедь трудоголика

Слово «трудоголик» звучит в наши дни как диагноз. Как будто это то же самое, что напиваться до чертиков или накуриваться до зеленых человечков.

14 февраля 2011

Как отметить день рождения на работе?

Этот вопрос часто доставляет массу хлопот, причем  как самому имениннику, так и его коллегам.

8 февраля 2011

Как настроиться на работу? 5 идей

Спросите себя, успели ли вы реализовать все свои планы за каникулы и, главное, отдохнуть.

7 февраля 2011

E-mail адрес может оттолкнуть работодателя

С малых лет известна нам поговорка, которая гласит, что встречают по одежке, а провожают всё же по уму.

2 февраля 2011

Почему сотрудники так любят свои чашки, и чем это грозит работодателю

«Исчезла кружка голубая, с синей каемочкой. Верните хозяйке!»

 

Войти

Архив статей

        февраль 2011        
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28            

Словарь все термины

Каунтертрейд — Операции по купле-продаже товаров, когда оплата поставки одних товаров производится полностью или...

Реклама

 


Опрос все опросы

Вы ощущаете себя счастливым (-ой) на работе?

Партнеры

© 2009– MR66 - поиск работы в Екатеринбурге. Все права защищены.
При использовании материалов и новостей портала гиперссылка на www.MR66.ru обязательна.


Продвижение - Garin Studio

Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.

Правовая поддержка проекта «МОЯ работа»
Юридическая консультация «ALLINLAW»