Главная | Новости | Общество | Виталий Родькин: Уральские зоны становятся центрами досуга, просвещения и религиозного познания
Новость
Виталий Родькин: Уральские зоны становятся центрами досуга, просвещения и религиозного познания
Свердловская область, которая пока еще носит гордое звание самого пенитенциарного региона России, похоже, теряет каторжанский шарм. Заключенных в уральских исправительных колониях становится все меньше, а сами ИК постепенно превращаются в центры образования, застраиваются храмами и мечетями, обрастают линиями кабельного телевидения. О перспективах развития уголовно-исполнительной системы области в интервью «УралПолит.Ru» рассказал подполковник внутренней службы Виталий Родькин, который с 2008 года выстраивал психолого-педагогическую и социальную работу с осужденными в системе свердловского ГУФСИН.Виталий Викторович, вы покинули должность замначальника ГУФСИН в прошлом году, а сейчас, похоже, вновь курируете воспитательную работу в управлении, что произошло?
Год назад я действительно по состоянию здоровья был вынужден оставить должность. Сейчас все позади, я бодр, полон сил и готов к дальнейшей работе. Правда, в настоящее время я не курирую, если использовать вашу терминологию, психолого-педагогическую и соцработу с осужденными, так как успел лишь восстановиться по службе, но не в должности.
А когда восстанавливаетесь в должности?
Ну, здесь есть определенная процедура. Кроме того, должность вакантна, так что, по сути, я сейчас в статусе соискателя, и решение вопроса зависит от непосредственного руководства. Очень надеюсь, что вскоре можно будет продолжить системную полноценную работу по своему направлению.
Ну, это все ваши служебные тонкости – все-таки хотелось бы узнать, как успешно системе ГУФСИН удается перевоспитывать наших уральских заключенных?
Надо понимать, что тут главное – желание самого осужденного. Если он хочет вернуться к семье, к своим родным, близким, к нормальной жизни, то мы ему, безусловно, поможем. Но если такого желания нет, и человек настроен явно деструктивно, то здесь никаких воспитательных усилий не хватит. Но в целом, я считаю, что с поставленными задачами мы справляемся вполне успешно.
Насколько успешно?
Мы не пытались подсчитать – сколько человек было перевоспитано в учреждениях области. Здесь, наверное, можно взять цифры по людям, которые повторно попадают в исправительные учреждения области. Это примерно процентов 20 от количества освободившихся.
То есть 80 процентов как бы перевоспитались... А сколько человек в год освобождается из ИУ региона?
В среднем около 16 тысяч. Но эта цифра колеблется. К примеру, сейчас среднесписочная численность спецконтингента падает. В 2008 году в подразделениях ГУФСИН отбывали наказание около 43 тысяч осужденных (в 43 исправительных учреждениях), а сейчас чуть больше 40. Это связано с несколькими моментами. Так, идет снижение детской преступности, а у нас несовершеннолетние (с 14 до 18 лет) тоже отбывают наказание. Вот минимум в 2 раза пошло снижение количества осужденных по несовершеннолетним. Просто надо вспомнить о демографическом кризисе, который был у нас в 90-е годы. Как раз сейчас отбывают наказание те, кто родился с 93-го по 96 год, но родилось их немного, так что идет снижение. Я думаю, еще года 3-4 будет держаться такая тенденция.
Постепенно придем к 38-39 тысячам?
Где-то так и будет.
Вернемся к теме перевоспитания – как добиваетесь положительного эффекта?
Программ на самом деле много. Тут стоит отметить, что наша служба призвана только лишь исполнять наказание. Дальше, когда человек освободился и вышел за забор, – он формально уже отношения к ГУФСИН не имеет. Так что здесь необходима работа комплекса ведомств – и ГУФСИН, и министерства социальной защиты, и министерства образования. Так что в последние несколько лет мы провели очень большую работу для отладки взаимодействия с заинтересованными организациями и ведомствами, чтобы человек, вышедший из мест лишения свободы, мог наладить нормальную законопослушную жизнь. И сейчас у нас очень хорошие отношения со всеми задействованными в процессе ведомствами.
Как происходит это взаимодействие?
Ну, к примеру, мы направляем информацию в органы местного самоуправления, в органы внутренних дел, в органы здравоохранения о том, что у нас освобождается такой-то человек. Чтобы там уже на месте его ждали, знали, что он будет освобожден, знали, где он будет прописан, где будет трудоустроен. Эта система отлажена и достаточно эффективно действует.
Кроме того, плотно работаем с министерством соцзащиты и министерством общего и профессионального образования Свердловской области. Здесь у нас отличные образовательные программы и проекты реабилитации бывших осужденных. Реабилитационные центры, кстати, на самом деле играют большую позитивную роль. Люди, освободившиеся из мест заключения и оказавшиеся по тем или иным причинам без жилья, могут получить там реальную помощь. У нас в области недавно открылся реабилитационный центр в Лебяжьем. Побольше бы таких центров, и, я думаю, что количество повторно осужденных было бы еще ниже.
Такой центр вроде бы открывали и в Екатеринбурге?
Да, мы первый центр открывали в Екатеринбурге в 2009 году в апреле, как раз министр юстиции был здесь. Я этим вопросом занимался вплотную. В Кировграде также открыли прямо в самой колонии центр реабилитации. Там осужденных непосредственно перед освобождением готовят к выходу в нормальную жизнь. С ними работают психологи, социальные работники, сотрудники паспортно-визовой службы. То есть работают целенаправленно сразу по тем проблемам, с которыми человек может столкнуться после освобождения.
А что за образовательные программы?
В подразделениях ГУФСИНа уже несколько лет активно развивается своя система образования. Так что сейчас в исправительных учреждениях работает 11 школ, 6 школьных филиалов, 2 учебных центра, 15 учебно-консультационных пунктов (УКП). Скоро откроем еще одну школу в 54 ИК в Новой Ляле. Это, конечно, очень серьезный затратный процесс. Зато осужденные могут получить среднее образование и в дальнейшем даже высшее образование, заочно, конечно.
Чем УКП отличается от школы?
Школа крупнее. От нее открывается филиал или УКП. Например, у нас действует школа во 2 колонии, а в СИЗО № 1 у нас действует УКП. То есть от 2 колонии преподаватели приходят в СИЗО и проводят занятия. Школа – это более высокий уровень. Там должно быть не менее 80 человек, а в УКП не менее 30.
Получить образование может каждый?
Уровень обеспеченности школами и УКП у нас практически 100-процентный. За исключениями подразделений, где расположены больницы. Там особый распорядок.
В последнее время часто появляется информация о вашем сотрудничестве с Екатеринбургской епархией…
С епархией у нас есть соглашение. Здесь мы сотрудничаем в нескольких направлениях. В вопросе организации работы тех же реабилитационных центров, в создании храмов на территории наших учреждений. Дело в том, что заинтересованность в таком сотрудничестве высказали и начальники исправительных учреждений, и сами осужденные, и руководство епархии. Так что сейчас в наших подразделениях действует 23 храма, 8 часовен, 27 молитвенных комнат. За последние 3 года мы открыли 7 новых храмов и сейчас строится еще 3. Стоит отметить, что в ИУ области также действует и 3 мечети, и 7 молитвенных комнат для мусульман.
Сотрудничество, похоже, было эффективным. У вас. Судя по документам, есть и грамоты от РПЦ, и глава Екатеринбургской епархии Викентий вроде бы даже поддержал вашу кандидатуру на посту замначальника ГУФСИН?
Да. Эта форма сотрудничества дает ощутимые результаты. Кстати, те осужденные, которые приобщены к религии, входят в общины, практически не нарушают режим содержания. То есть развитие этого направления дает в целом положительный эффект. Кроме того, после освобождения те, у кого нет жилья, часто идут в какой-нибудь храм и служат там, живут, работают – работа всегда найдется при храме.
Хорошо. Помимо образования и религии, как-то еще воздействуете на заключенных?
Привлекаем их к творчеству. Проводим много разных конкурсов, той же художественной самодеятельности. Проходят у нас игры КВН, турниры по мини-футболу. Вообще с 2008 года мы этой работой стали заниматься довольно активно. Стали более открыты для общественности.
К примеру, последние 3 года мы проводим дни открытых дверей для родственников осужденных. Они имеют возможность посетить все помещения, где осужденные отбывают наказание. Могут посмотреть – как живет у нас осужденный, чем занимается, как проводит свободное время, какой распорядок дня, что кушает. В столовую водим гостей в обязательном порядке, чтобы попробовали, чем питаются осужденные. То есть никто ничего не скрывает. Все показываем как есть на самом деле. Что дало, я считаю, положительный эффект в плане общественного мнения. Здесь мы активно сотрудничаем с уполномоченным по правам человека Свердловской области Татьяной Мерзляковой.
Обратная реакция есть?
Да, безусловно, сами родственники, сами осужденные говорят о том, что это действительно нужно. После такой необычной встречи с близкими осужденные еще сильнее хотят вернуться к родным, у них появляется желание встать на путь исправления.
Вообще мы стараемся, чтобы в дозволенных рамках, но осужденный мог как можно чаще соприкасаться с внешним миром. Есть, конечно, исключения, определенные запреты. Тем не менее у нас сейчас в колониях информации достаточно для того, чтобы они (осужденные) могли жить в нормальном информационном пространстве. И это имеет положительный эффект.
Будете и дальше развивать эти направления?
Есть определенные планы. Скоро новый учебный год, и мы набираем сейчас студентов для заочного обучения в Уральском филиале Российского государственного университета туризма и сервиса. Также мы сотрудничаем с колледжем Ползунова и московским колледжем информационных технологий. То есть и здесь наши осужденные будут учиться.
Собираемся установить везде будки гласности и провести во все учреждения кабельное телевидение.
Будку гласности?
Это такая комната – осужденный туда может зайти и под запись видеокамеры рассказать о своих проблемах, о каких-то недостатках. Дело в том, что у сотрудников учреждения, может быть, глаз где-то замылился, и на что-то не обращают, может, внимания, хотя это на самом деле очень важно. А запись с пожеланиями будет регулярно отсматривать начальник подразделения. Так что информация осужденного попадет напрямую руководству. А начальник уже будет ставить конкретные задачи, чтобы оперативно устранить все недоработки, недостатки. Это прямой канал связи.
А что будете показывать по кабельному?
Жанры программ и фильмов будет контролировать администрация учреждений. Мы провели ревизию по фильмотекам учреждений и изъяли фильмы, пропагандирующие жестокость и насилие. Такие фильмы и сейчас в учреждения не пропускаем. Ставку делаем на познавательные исторические фильмы и программы.
Справка «УралПолит.Ru»:
Виталий Викторович Родькин родился в 1974 году в городе Сасово Рязанской области. Окончил Владимирский государственный педуниверситет и Владимирский юридический институт. Службу в системе исполнения наказаний начал в 1996 году в должности инструктора по воспитательной работе ИТК № 3 Управления исполнения наказаний УВД Владимирской области. В 2007 году за отличную службу досрочно в порядке поощрения получил звание подполковника внутренней службы. В 2008 году был назначен замначальника ГУФСИН по Свердловской области. За время его работы на Урале удалось значительно снизить количество нарушений и злостных нарушений среди осужденных, были организованы попечительские советы при ИК области, активизирована работа по подаче ходатайств о помилованиях.
Кроме того, совместно с минобразования области Родькин занимался реализацией плана по созданию условий для организации образования в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Свердловской области. Таким образом в ИК региона было открыто несколько новых школ и учебно-консультационных пунктов. В рамках сотрудничества с Екатеринбургской епархией принимал участие в создании реабилитационных центров для бывших осужденных, в развитии системы религиозного образования в колониях области. Увеличил штатную численность психологов ГУФСИН и способствовал развитию сети кабинетов психологической помощи в ИУ.
В итоге всего за год по показателям рейтинга психологических служб региональных органов ФСИН психологическая служба свердловского ГУФСИН поднялась с 45 на 27 место.
За время службы был награжден: медалью за службу III степени; медалью «За усердие в службе» II степени; медалью за усердие в службе I степени; серебряной медалью «За вклад в развитие УИС России»; патриаршей грамотой Патриарха Московского и Всея Руси Алексия (2006 год); благословенной грамотой Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия (2009 год); грамотой правительства Свердловской области «За высокие результаты в служебной деятельности и большой вклад в обеспечение законности и правопорядка на территории Свердловской области»; указом президента – медалью за организацию и проведение всероссийской переписи в 2002 году; благодарственным письмом председателя Попечительского совета УИС П.В. Крашенинникова.
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий:
Виталий Родькин в период работы заместителем начальника ГУФСИН России по Свердловской области (с 2008 по 2010 год) проводил большую работу по взаимодействию с Екатеринбургской епархией Русской православной церкви (Московский патриархат) для решения духовно-нравственных, социальных, культурных и иных вопросов, направленных, прежде всего, на духовно-нравственное воспитание осужденных, и сотрудников исправительных учреждений, и членов их семей.
Под его руководством и при его непосредственном участии в исправительных учреждениях Свердловской области в 2008 году построен и освящен храм в Кировградской ВК-2, в 2009 году было построено 5 православных храмов (ИК-15, ЛИУ-23, ЛИУ-58, КП-59, ИК-63) и заложено 2 храма (ИК-18, ИК-55). В 2010 году был построен и освящен храм в ИК-10 Екатеринбурга.
Благодаря работе, проводимой Родькиным В.В. в исправительных учреждениях Свердловской области, с 2008 года Таинство крещения приняло 1213 осужденных, православные общины исправительных учреждений насчитывали более 2000 осужденных. Под его руководством и при активном участии в 2009 году в городе Екатеринбурге был открыт Центр социальной реабилитации для бывших осужденных и в Кировградской воспитательной колонии ВК-2 – Центр социальной реабилитации для несовершеннолетних.
Считаю своим архипастырским долгом выразить свое мнение о дальнейшем прохождении службы в Уголовно-исполнительной системе Свердловской области Родькиным Виталием Викторовичем. Его деятельность в должности заместителя начальника ГУФСИН будет способствовать дальнейшему духовно-нравственному воспитанию осужденных. Сотрудников учреждений и членов их семей, укреплению связей между церковью и УИС.