Главная | Новости | Политика | Владимир Якунин: Необходимо разработать новую систему управления грузоперевозками
Новость
Владимир Якунин: Необходимо разработать новую систему управления грузоперевозками
Этим летом Россия в целом и Свердловская область в частности столкнулись со сбоями в планах грузоперевозок. Экономические потери и проблемы в организации управления перевозками уже вызвали недовольство региональных и местных властей. Свои претензии они, естественно, адресовали РЖД. Однако похоже, что в бедах грузоотправителей виновата не только и не столько магистраль, но в большей степени «частники», которые в настоящее время владеют практически всем парком универсальных вагонов и сами формируют хаотичную, но, очевидно, чрезвычайно выгодную систему управления перевозками. О проблемах в системе грузоперевозок и о планах по ее решению «УралПолит.Ru» рассказал глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, который сегодня побывал на Урале, где принял участие в запуске опытного образца грузового «Гранита»:Справедливости ради надо сказать, к сожалению, что перевозки осложнились не только на территории региона, фактически по всей сети произошло осложнение грузовой работы. Связано это с двумя обстоятельствами. Первое обстоятельство – это, конечно, лето, и поэтому проводятся летние путевые работы. И это всегда сказывается на организации движения. Ничего в этом неожиданного или тем более удивительного – нет.
Но есть и еще одно обстоятельство, которое значительно более серьезно влияет на обстановку оперативную на сети. Это связано с тем, что теперь, когда ОАО «РЖД» во исполнение решения правительства осуществляет продажу грузовых вагонов и компаний, которые ей принадлежат, то возникает ситуация принципиально новая для России. Принципиально новая – для Российской железной дороги. По сути дела перевозчик (РЖД) освобождается от операторской деятельности, продолжает управлять движением, но не имеет в своей собственности достаточного количества особенно универсальных вагонов.
Наша задача заключается в том, чтобы совместно с правительством, совместно с операторами, а главное – с грузовладельцами выработать такую модель управления, которая бы позволяла при наличии в основном приватного (частного) парка вагонов (а после продажи Первой грузовой компании у нас останется под управлением всего 20-25 процентов универсальных вагонов) создать систему, в которой порожний вагон частной принадлежности не проезжал бы мимо грузов.
Что мы сегодня фиксируем. У нас сегодня на сети более 1 миллиона вагонов. Это больше, чем даже в период Советского союза 88 года. Но тогда мы грузили примерно на 70 процентов больше. Сегодня у нас вагонный парк больше, а грузим мы меньше. Это означает, что необходимо ввести определенные нормы, порядок, поведенческие правила, которые обязывали бы владельцев вагонов в случае необходимости предоставлять вагон под погрузку.
Это не означает возврат какого-то диктата – будь то государственного, будь то ОАО «РЖД». Это просто свидетельство того, что общество заинтересовано в том, чтобы реформирование железнодорожного транспорта приводило к снижению транспортной нагрузки на экономику, а не к ее возрастанию.
Готов вам привести пример. Недавно разговаривал с губернатором Амурского края, который говорит, что ему сегодня некоторыми предприятиями Амурской области предлагаются полувагоны с ценой на 80 процентов, а то и в 2,5 раза выше, чем нормальная рыночная цена. Если бы, теоретически, что-либо подобное позволило себе ОАО «РЖД», то, я полагаю, немедленно наша Федеральная антимонопольная служба занялась этим вопросом.
Поэтому мы считаем, что должны быть наконец-то завершены те нормативные инициативы, которые так долго рассматриваются у нас в министерствах и ведомствах. И я полагаю, что мы на деле должны прийти к формированию таких экономических условий, при которых вагону невыгодно было бы простаивать на путях и вагону невыгодно было бы проезжать мимо грузов.
Но при этом, безусловно, должен сказать, что есть и собственные наши проблемы, которые мы должны решать. И вот одним из способов решения этих проблем являются тяжеловесные поезда, которые мы сегодня производим. Это новые электровозы, новые локомотивы, новые вагоны. Этим мы занимаемся. Помимо этого – это совершенствование системы управления в целом. Повышение уровня работы по ремонту пути во время «окон».
В этом году мы собираемся до 1,2 миллиарда рублей инвестировать в сургутское направление. Плюс будут внесены существенные инвестиции на развитие Свердловской железной дороги вообще, и общая сумма до 2015 года исчисляется более чем 40 миллиардами рублей. При этом, конечно, инвестиционные ресурсы компании не позволяют развивать новую инфраструктуру. И здесь мы очень серьезно зависим от окончательных решений, которые будут приняты в отношении инвестирования государственных бюджетных средств в развитие железнодорожной инфраструктуры.