Главная | Новости | Общество | Уникальной операции ВМФ - 20 лет! Фильм о том, как это было
Новость
Уникальной операции ВМФ - 20 лет! Фильм о том, как это было
6 августа 1991 года прошла последняя в Советском Союзе уникальная операция ВМФ под кодовым названием «Бегемот». До сих пор такое повторить никто не решился. Как это было, вспоминает один из участников этой операции - Вадим Николаевич Тихомиров.
Вадим Тихомиров пришел в НПОА (ныне ФГУП «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А.Семихатова») в 1958 году, после окончания радиофака УПИ. Проработал 48 лет. До выхода на пенсию четверть века возглавлял отдел в службе сопровождения эксплуатации ракетных комплексов. Участвовал в пусках 76 ракет. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знаком Почета».
Вадим Тихомиров об операции «Бегемот»:
Проект готовился два года. Целью этой операции была проверка возможности проведения залпа полным боекомплектом, 16 ракет. Никогда ранее мы, да и никто в мире, не проверял таким способом устойчивость корабля. Если сразу открыть все крышки, то пусковые шахты заполнятся водой и вес лодки резко увеличится. Выдержит ли она этот процесс? Когда изделия выходят, то их объем замещает морская вода, что опять существенно меняет вес лодки. Хотя это не наша тематика, а судостроителей, главного конструктора лодки Сергея Никитовича Ковалева, тем не менее, и для нас была задачка - справится ли программное обеспечение с групповой работой? До «Бегемота» предприятие работало с одним изделием.
Выпустить «стадо» - одно. А куда его девать? Ясно, что изделие далеко летать не должно. Секунд через 20 обязано ликвидироваться. А как это сделать, если заложена большая дальность? В КБМ (г.Миасс) решили изделие 3М37 заправить на 20 секунд. В баке поставили разделяющую мембрану, а остальное пространство заполнили заменителем, чтобы сохранить боевой вес. Полетит ли? Решили проверить промежуточным залпом из 4-х ракет. Это было в декабре 1989 года.
На корабле с четырьмя изделиями вышел в море и я. К моменту начала предстартовой подготовки я находился в центральном посту, а второй представитель нашего предприятия Эдик Мозговенко - молодой, способный парень - находился у шахт в пятом отсеке.
Пошел процесс наддува ракет, дабы сбалансировать давление. Вдруг раздается довольно сильный удар, а через секунды второй более сильный. Из-под пульта управления ракетным оборудованием даже пыль полетела, что меня удивило. Корабль стал проваливаться.
- Боцман - на рули,- бросает командир лодки.
Боцман на себя, что называется, и лодка резко пошла вверх.
- Задраить люки! Гражданских - вон!
Посадили нас в торпедный отсек, где металл кругом и ни одного стула. Холодища! А Эдик оказался в задраенной ловушке. Полсуток не знал жив ли он. Потом передали, что живы все. Когда меня выпустили, пошел в 5 отсек, где стены и пол были забрызганы чем-то жидким и липким.
После оказалось, что изделия передули. Приборы не контролировали давление. Сначала вероятно лопнул один бак - это и был первый удар. Потом второй, топливо и окислитель смешались и самовоспламенились - это был второй удар. Редко, но такое и раньше бывало.
Взрывом вырвало крышку шахты. Она улетела и стукнула по кораблю, пробив легкий корпус и повредив баллон высокого давления.
Изделия отключены, но надуты. Что дальше? Сливать? Куда? Травить Белое море? С берега сказали ждать. В конце концов, нас отправили в юго-западный угол моря, так называемый «летний берег», и там слились.
Испытания приостановили почти на два года. Как Ковалев решал проблему удержания корабля, не знаю. С ракетой оказалось проще. Аппаратура была исправна, а заменитель топлива забил трубки системы наддува. Его потом заменили. Ленинград долго работал над усовершенствованием системы устойчивости, а флот полгода тренировал боцмана на ручное удержание корабля.
На пуске 16 ракет в Баренцевом море я тоже был на лодке. Пошли с нами главные конструкторы Сергей Никитич Ковалев (лодка) и Виктор Петрович Макеев (ракета). Я тогда поинтересовался у Ковалева: решили? Он ответил утвердительно. А на других комплексах? Ковалев ответил неопределенно, мол, анализируем.
Во время этого этапа операции «Бегемот» проблем не было Ракеты вышли, корабль остался на плаву. На причале нас встречали жареным поросенком.
Представитель НПО автоматики в Гаджиево Л.С.Попов, находясь на корабле сопровождения, снял фильм о финальной части операции «Бегемот».
[video]3555[/video]
Новости
11 декабря 2017 (09:33) |
|
29 марта 2016 (11:05) Родители снова стали выпускниками Накануне в десятой общеобразовательной школе Новотроицка ждали необычных гостей – участников интересной и, на наш взгляд, несомненно полезной, акции «Родители сдают ЕГЭ». |
|
9 февраля 2016 (13:27) Будущее за космическими специалистами: какие профессии нужны в 21 веке Сегодняшний конкурс на обучение космическим специальностям растет. |
|
4 февраля 2016 (10:27) Мир авто: какая специальность нужна уже сегодня Автомобили любят все, кто хотя бы раз прокатился на железном коне. |
|
2 февраля 2016 (12:23) Куда пойти учиться: обзор профессий будущего Технологии развиваются и на смену старым профессиям приходят новые. |
|
21 января 2016 (09:00) Работодатели успели оптимизировать свой бизнес, уменьшили расходы и теперь мотивируют персонал удобным графиком. |
|
24 ноября 2015 (11:34) Детям Новотроицка рассказали о правах и обязанностях Союз детских и молодёжных организаций «Единство плюс» накануне начал социальный проект под названием «Пост прав ребёнка». |
|
3 ноября 2015 (09:04) Безработные будут направлены на общественно-полезные работы Тем москвичам, которые по различным причинам потеряли работу и являются временно нетрудоустроенными, власти в скором времени предложат заняться реставрацией мечетей. |
|
29 октября 2015 (10:41) В Свердловской области набирает обороты проект «Славим человека труда!» Проект «Славим человека труда!» представляет собой программу, инициированную Свердловской областью на поддержание престижа рабочих профессий. |
|
27 октября 2015 (10:09) Пункт о курении могут внести в трудовой договор И снова курильщикам не повезло. Снова и снова власти придумывают способы заставить людей меньше курить. |