Главная | Новости | Экономика | Финансовые прогнозы и тенденции на 8-15 августа
Новость
Финансовые прогнозы и тенденции на 8-15 августа
С июля заемщики ушли на «ипотечные каникулы»
Российские банки продолжают наращивать объемы выдачи ипотеки и в летние месяцы. По данным Центробанка, в июне объем ипотечных жилищных кредитов в рублях достиг отметки в 261 млрд 432 млн рублей, что на 27,9 % превышает майские показатели. С января по май 2011 года объем жилищных кредитов, выданных россиянам, увеличился на 6 % до 1 трлн 373 млрд рублей. Средневзвешенная ставка по данным кредитам опустилась до 12,2 %.
Данные Центробанка довольно точно отражают нынешнюю ситуацию на рынке ипотеки, говорит начальник управления развития ипотеки банка «Открытие» Александр Ефимов, но в то же время отмечает, что рост кредитования в июне по сравнению с маем составил всего 6,4 %. «В июне кредитов было выдано на 57 млрд руб, а в мае на 53,6 млрд, – пояснил эксперт в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru». – Это связано с сезонными факторами. Май традиционно является месяцем весенних межпраздничных отпусков, и по этой причине объемы бизнеса в этот период обычно меньше, чем в июне».
«Параллельно с рынком ипотеки восстанавливается и рынок недвижимости, что влияет на увеличение спроса со стороны населения на жилье, а соответственно, и на ипотечные кредиты, – говорит начальник управления розничных кредитных продуктов Промсвязьбанка Ирина Градович. – Это связано с тем, что часть клиентов в 2008-2009 годах занимали выжидательную позицию, связанную с падением цен на жилье и удешевлением ипотечных кредитов. Сейчас, не дождавшись значительного снижения стоимости жилья, они готовы приобретать недвижимость, в том числе и с помощью ипотечных кредитов. Это ощущается и в связи с тем, что у нас выросло количество кредитов с высоким уровнем первоначального взноса».
По словам Александра Ефимова, в июле и августе темпы роста кредитования традиционно замедляются – это крайне низкий период для ипотеки. «Чаще всего именно в июне совершается большинство сделок с недвижимостью, идут выдачи ипотечных кредитов по заявкам, поданным еще весной, – отмечает финансист. – В июле начинаются «ипотечные каникулы», которые закончатся только с приходом осени». Эксперты Промсвязьбанка также ожидают всплеска активности заемщиков к началу осени. Ирина Градович связывает ожидания с большим количеством одобренных в мае-июне заявок на жилищные кредиты и с тем, что средний срок выхода на сделку составляет 2,5 месяца.
Говоря о «денежных» предпочтениях заемщиков, Ирина Градович отмечает, что до кризиса 2008-2009 годов наиболее надежной валютой считался доллар США. «Меньшим спросом при выборе валюты ипотечного кредита пользовался евро, английские фунты стерлингов и японские иены, – говорит эксперт. – После кризиса спрос клиентов на кредиты в иностранной валюте резко сократился. На сегодняшний день только 0,5 % от общего объема выдач занимают кредиты в иностранной валюте».
«Если вы приобретаете квартиру для того, чтобы в ней жить, то кредит стоит брать в той валюте, в которой вы получаете зарплату или доход от компании, если вы предприниматель, – подчеркивает Александр Ефимов. – Ипотечный кредит почти всегда долгосрочный, поэтому в течение длительного срока невозможно спрогнозировать «поведение» той или иной валюты, особенно экзотической. Поэтому если вы не хотите рисковать своей недвижимостью в будущем, то лучше воспользоваться данным правилом. Если же приобретение недвижимости является инвестицией, а ипотечный кредит – видом финансирования этой инвестиции, то в случае готовности заемщика взять на себя повышенный риск можно использовать и валютный кредит. Если инвестиция окажется удачной, то можно получить больший доход из-за меньшей ставки привлечения и удачного движения валют. В случае неудачной инвестиции главное – вовремя зафиксировать убыток, рефинансировав кредит в другую валюту или продав ипотечную квартиру».
Акции российских банков могут стать лидерами роста
Индекс российского банковского сектора «ММВБ-финансы» оказался одним из наиболее устойчивых биржевых показателей на фоне последних мировых событий, в частности, беспрецедентного понижения кредитного рейтинга США.
Вместе с тем с начала года снижение данного индекса составило 18,6 % против снижения индекса ММВБ на 7,5 %, отмечает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. «Нестабильность инвестиционного климата в США и ЕС сыграла определяющую роль в такой динамике, которая отражала тенденцию акций мирового банковского сектора в целом», – пояснил эксперт в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru».
По словам Александра Осина, на фоне того, что финансовые проблемы в ЕС и США были в итоге сокращены действиями властей, рынок отыграет в ближайшие месяцы заметное улучшение финансовых показателей банков, консолидацию и укрупнение данного рыночного сегмента. «Я также полагаю, что нынешнее ослабление спроса на финансовых рынках будет носить краткосрочный характер, – говорит экономист. – Среднесрочные тренды инвестиционной активности в РФ и мире остаются растущими. Количественное ослабление в США и Японии должно поддержать мировые макроэкономические индикаторы в ближайшие кварталы. В кредитном секторе сохраняется тенденция повышения финансовой надежности банков. Остается актуальной антикризисная кооперация на межгосударственном уровне».
Ситуация в отечественном банковском секторе сегодня неоднородна, подчеркивает Александр Осин: «Наряду с весьма позитивной динамикой финансовых показателей крупнейших кредитных организаций наблюдается ослабление рыночных позиций небольших региональных игроков. Им трудно конкурировать с крупными банками по стоимости пассивов, что является основным фактором сокращения их рентабельности и, как следствие, доли на рынке».
Эксперт полагает, что акции банков окажутся в ближайшие месяцы в лидерах роста. По его словам, рынок еще не учел в их ценах позитивные стабилизирующие изменения, которые произошли на кредитном рынке, прежде всего под влиянием политики регуляторов. «Однако, учитывая «индексный» характер акций банков, вряд ли стоит ожидать, что их цены будут расти вразрез с динамикой широкого рынка», – заключает Александр Осин.
Рекламные бюджеты возвращаются в Рунет
С начала 2011 года общий объем бюджетов, закладываемых на интернет-рекламу российскими финансовыми организациями, вырос до 324 млн рублей, что больше аналогичного прошлогоднего показателя на 185 %. Такие данные приводятся в исследовании агентства MindShare Interaction. Это наибольший прирост среди всех представителей отраслей, которые были слабо представлены в Рунете после кризиса 2008-2009 годов, отмечают авторы исследования. По их словам, страховые компании за первое полугодие вложили в интернет-рекламу в общей сложности 36 млн рублей (рост на 56 %), а риелторы и девелоперы – 20 млн рублей (рост на 74 %).
Увеличение расходов на продвижение с помощью онлайн-ресурсов у банков и других компаний связано со стабильно активным ростом количества пользователей в интернет-пространстве, отмечает начальник отдела рекламы и PR СКБ-банка Андрей Ермоленко. «Финансовые услуги сложны для восприятия, и потребители часто обращаются к официальным сайтам банков с целью получения детальной информации, – рассказал эксперт в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru». – Поэтому с помощью интернет-продвижения банк формирует грамотную навигацию своих клиентов в мировой паутине и сокращает путь к покупке».
Традиционные медиа-ресурсы, такие, как радио и телевидение, по-прежнему охватывают максимальное число потребителей, и ими нельзя пренебрегать, говорит Андрей Ермоленко. По его словам, интернет-реклама позволяет сделать предложение более индивидуальным и продублировать его для различных целевых групп в доброжелательном контенте, но не заменяет оффлайновые СМИ по масштабу контактов.
Уже привычным инструментом для формирования лояльности клиентов и работы с претензиями стал постинг на форумах и блогерских площадках. «Действительно, многие банки управляют общественным мнением узких целевых групп с помощью корпоративных или персональных блогов, – подчеркивает Андрей Ермоленко. – Эффективность таких коммуникаций очевидна: потребитель получает обратную связь, повышается уровень доверия к персонифицированному образу банка, гасится негативный PR».
Свободный доступ клиентов к услугам через Интернет становится привычным для многих бизнесов, резюмирует эксперт. «Банки тоже видят большие перспективы в развитии интернет-коммуникаций, – говорит он. – Уже появляются онлайн-офисы и представительства финансовых организаций в социальных сетях. Все больше дистанционных услуг предлагают банки, для работы с которыми не требуется физическое посещение офиса».