Главная | Новости | Общество | Свердловским аптекам прописали безболезненный отказ от кодеина
Новость
Свердловским аптекам прописали безболезненный отказ от кодеина
Сегодня, 18 августа, представители аптечных сетей Свердловской области, собравшиеся по приглашению регионального правительства в Областной клинической больнице № 1, приняли декларацию об ограничении торговли кодеинсодержащими препаратами. Теперь популярные обезболивающие не смогут купить дети, их не будут продавать ночью, а каждый покупатель сможет взять за раз только одну упаковку лекарства. Поможет ли это в борьбе с дезоморфиновой наркоманией и что может прийти ей на смену – в материале «УралПолит.Ru».По признанию и. о. областного премьер-министра Владимира Власова, проблема дезоморфиновой наркомании становится крайне острой не только в Свердловской области, но и во всей России. Появившись в 2002 году на Дальнем Востоке, наркотик за последние три года распространился по всей стране. За счет своей доступности и дешевизны он начал обгонять по распространению традиционно лидировавший героин – одна доза дезоморфина стоит около 200 рублей против 1000 рублей за дозу героина. К тому же все ингредиенты для варки «крокодила» можно купить в любой аптеке.
По данным заместителя министра здравоохранения области Диляры Медведской, в области в последние годы зафиксирован скачкообразный рост продаж кодеинсодержащих препаратов – главного компонента «крокодила», как называют соответствующий наркотик. Если в 2009 году было продано около 4 миллионов упаковок, то в 2010-м – уже 5,5 миллиона, а в 2011 году только за первый квартал продажи превысили 1,1 миллиона упаковок.
По словам Владимира Власова, одной из «последних капель» стало полученное им на прошлой неделе представление от Асбестовского суда, где судили подростка, совершившего преступление под воздействием дезоморфина. В суде просили ускорить процесс введения ограничений на торговлю кодеинсодержащими препаратами.
«В апреле на Госсовете в Иркутске наш губернатор Александр Мишарин предлагал внести изменения в приказ Минздравсоцразвития и внести кодеинсодержащие в список рецептурного отпуска. Это обсуждалось на федеральном уровне. В итоге предложили перейти на такую систему, но с 1 июня. Мы видим, что можно и нужно уже сейчас применять дополнительные меры. Сейчас, по данным специалистов, уменьшается доля героина, растет доля «синтетики». Пропаганда может быть усилена, особенно если вы, медики и фармацевты, к этому присоединитесь, и вместе найдем подходы к регулированию этих вопросов и спасем хотя бы тех, кто еще не наркоман, но если не вмешаться – то может им стать», – рассказал Владимир Власов.
Диляра Медведская добавила, что на региональном уровне невозможно ввести запреты или ограничения на торговлю тем или иным препаратом – это противоречит федеральному законодательству и может быть оспорено любым контролирующим или надзорным органом. По такому пути пытались пойти в Красноярском крае, Новгородской и Липецкой областях, но все постановления и региональные законы были отменены. Именно поэтому, заявил Владимир Власов, в Свердловской области решили принять декларацию – это не нормативный акт, ее нельзя отменить, но в то же время подобная декларация является выражением гражданской позиции аптекарей и может помочь снизить остроту проблемы. Эту точку зрения поддержал руководитель управления Росздравнадзора по Свердловской области Игорь Трофимов: «Я – за соблюдение федерального законодательства, но бороться со злом надо. Аптеки – это не чисто коммерческий, но еще и социальный объект. Лекарства должны идти на пользу, а не во вред. Поэтому мы решили прийти сюда и собрать вас. Призываем принять декларацию. Она не несет в себе ничего противозаконного, это – ваша гражданская позиция».
Чтобы убедить собравшихся проголосовать за принятие декларации, главный внештатный нарколог областного минздрава Олег Забродин продемонстрировал несколько шокирующих фотографий заживо гниющих наркоманов, употребляющих дезоморфин.
«Резко выросло количество наркоманов, которые с дезоморфина начинают. Продавцы прекрасно понимают, кто и зачем покупает препараты. Но они ссылаются на необходимость получать доход. В блогах появляется информация, что в некоторых аптеках продавцы пораньше приходят и «наркопакеты» составляют – собирают туда все, что нужно для изготовления «крокодила». Нет дыма без огня. Может быть, это и грязная клевета, но в прошлом году глава ФСКН отметил резкий всплеск «лекарственно-аптечной» наркомании. Если вам кажется, что на улицах стало меньше наркоманов – советую не обольщаться. Практически половина из тех, кто раньше употреблял героин, сейчас сидят по домам и варят «крокодил», – рассказал Олег Забродин.
Собравшиеся аптекари, которых Владимир Власов призвал обсудить текст декларации, не проявили особой активности. Исключением стала представляющая аптечную сеть «Новой больницы» Марина Ландау, призвавшая изменить норму отпуска препаратов в одни руки с одной на две упаковки. Иначе, заявила она, декларация вступит в противоречие с федеральными нормами.
«Я узнавал – для приготовления наркотика надо как раз две упаковки. Поэтому в декларации и указано ограничение в одну упаковку. Нет правил, которые нельзя обойти. В конце концов, продавец всегда видит, кто перед ним стоит – бабушка, которой сложно ходить, и ей нужно лекарство, или наркоман, который с этими таблетками сейчас пойдет домой варить наркотик», – ответил Владимир Власов и отказался вносить изменения.
Собравшиеся в ОКБ № 1 аптекари единогласно приняли декларацию, и уже через неделю, по словам Владимира Власова, она будет распечатана, чтобы ее можно было разместить на информационных стендах в аптеках. Как удалось выяснить корреспонденту «УралПолит.Ru», за пределами зала среди фармацевтов и провизоров единодушия пока не наблюдается.
«Предлагают запретить или ограничить продажу кодеинсодержащих препаратов, а почему не запретить продавать шприцы? Мы видим, что перед нами стоит наркоман, что он покупает себе эти препараты не как лекарства, а как компоненты для наркотика. Но мы не можем ему отказать в продаже даже шприца – мы ведь не судьи. К тому же ограничения обязательно скажутся на больных людях. Кроме того, пусть у кодеинсодержащих препаратов и существуют аналоги, но они помогают не всем. Я сама принимаю такие препараты, потому что аналоги не действуют. При головной боли тот же «Нурофен» мне – что мертвому припарки. Так что бороться с наркоманией нужно, но вот как – это вопрос. Непонятно, насколько эффективными окажутся те меры, которые нам предлагают сегодня», – заявила корреспонденту «УралПолит.Ru» руководитель аптечной сети «Лекарства Урала» Алевтина Красюкова.
С некоторым скепсисом относятся к инициативе областных властей и профессиональные борцы с наркоманией из ФСКН. По их мнению, подобные ограничения необходимы, но если они коснутся лишь кодеинсодержащих препаратов, то наркоманы «переквалифицируются» на другие синтетические наркотики.
«С введением ограничений, а затем – исключительно рецептурной продажи кодеинсодержащих лекарств мы прогнозируем рост продаж эфедринсодержащих препаратов. Из них готовят первитин, на жаргоне – «винт». Пока что идет спад по его употреблению. Те, кто умел готовить, перешли на изготовление «крокодила». Но когда переведут на рецепты кодеинсодержащие лекарства – снова вернутся к «винту», – предупредил собравшихся замначальника УФСКН по Свердловской области Алексей Голынский.
Предложение представителя наркоконтроля тоже не вошло в итоговый текст декларации. По словам Владимира Власова, оно будет рассмотрено позже. «Люди думают о будущем, и мы тоже. К сегодняшнему дню мы не успели проработать вопросы по ограничению эфедринсодержащих препаратов, потому не стали корректировать декларацию. Думаю, мы вернемся к этому вопросу до конца года», – пообещал и. о. премьер-министра области в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru».
В конце Владимир Власов призвал собравшихся соблюдать принятую декларацию, а также посоветовал активнее заниматься антинаркотической пропагандой. По его словам, принятой декларации мало. Необходимо, чтобы о ней и о вреде дезоморфина узнали в первую очередь жители области, чтобы у наркомана, которому отказались продать «Пенталгин», не было возможности подойти к своей матери или бабушке и попросить у нее «купить лекарства от больной головы».