Главная | Новости | Экономика | Госбанки ведут охоту на крупную добычу
Новость
Госбанки ведут охоту на крупную добычу
Тему излишне больших объемов кредитования банками связанных с ними заемщиков в очередной раз подняли российские правительственные экономисты. Председатель Счетной палаты Сергей Степашин в недавнем выступлении в Финансовой академии при президенте РФ подчеркнул, что кэптивность российских финансовых организаций до сих пор остается одним из основных факторов повышенного кредитного риска банковской системы. В то же время аналитики отрасли отмечают заметное снижение объема подобных займов, выдаваемых отечественными банками. Такую ситуацию они обусловливают, в частности, усилением конкуренции на рынке корпоративного кредитования со стороны госбанков, которые уводят заемщиков от связанных с ними кредиторов. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
По данным Счетной палаты, приводящимся в докладе Сергея Степашина, доля займов связанным клиентам достигает в среднем 40–50 % от портфеля корпоративных кредитов в каждом российском банке. При этом по нормативу данный показатель не должен превышать 25 %. Представители палаты полагают, что сегодня на законодательном уровне необходимо более жестко контролировать количество кэптивных сделок и вводить ограничения на одновременное владение банковским и иным бизнесом.
Возможно, до принятия административных мер уровень кредитования связанных заемщиков в банковской системе снизится естественным путем. В недавнем исследовании уровня банковской кэптивности аналитики «Эксперт РА» отметили, что объем займов, выдаваемых связанным клиентам 50 крупнейшими кредитными структурами России, в 2010 году снизился на 4 % на фоне прироста общего объема активов на 18,2 %. При этом доля кэптивных ссуд в совокупном капитале банков сократилась с 45 % до 38 %.
По мнению авторов исследования, причиной спада является в том числе и агрессивная политика госбанков на рынке корпоративного кредитования. В частности, они предлагают более низкие ставки по займам, что способствует уходу крупных клиентов из «своих» банков.
Например, финансовое положение Газпромбанка поддерживается и этими мощностями
«Конечно, активность со стороны госбанков очень заметна, – рассказала корреспонденту «УралПолит.Ru» руководитель дирекции продаж корпоративных продуктов УБРиР Ольга Дрововозова. – По очень крупным компаниям конкурировать по ценовым условиям с госбанками достаточно сложно. Скорее, борьба идет за средние компании, при этом коммерческие банки пытаются переманить клиентов госбанков, предлагая им более привлекательные ценовые условия».
По словам Ольги Дрововозовой, одним из основных преимуществ региональных банков по-прежнему является быстрота принятия решений и индивидуальный подход при формировании ценовых предложений. «За счет активной работы по привлечению крупных и средних корпоративных клиентов в банк количество таких клиентов, обслуживаемых в УБРиР, с начала года увеличилось более чем на 10 %, – отмечает эксперт. – Также нами было рассмотрено более 40 кредитных заявок новых крупных корпоративных клиентов».
К категории крупных заемщиков относятся предприятия с размером годовой выручки от 2,5 млрд рублей, пояснила корреспонденту «УралПолит.Ru» директор управления кредитования и проектного финансирования уральского банка Сбербанка России Марина Механошина. «В качестве дополнительных критериев могут быть приняты во внимание объемы кредитования и обороты по расчетным счетам клиента в банке», – добавляет она.
По словам Марины Механошиной, уровень конкуренции в секторе корпоративного кредитования на Урале сегодня действительно является очень высоким. «Конкурентная борьба на кредитном рынке региона идет по всем направлениям, в том числе по стоимости, срокам и условиям погашения кредитов, требованиям к объему предоставления информации для принятия решения и обеспечению, скорости принятия решения и условиям комплексного обслуживания, – говорит эксперт. – Зачастую банки заключают «имиджевые» кредитные сделки на пределе рентабельности, с расчетом на перспективу сотрудничества, в том числе по дополнительным продуктам».
В частности, уральский Сбербанк при формировании кредитной политики делает ставку на высокий лимит выдачи заемных средств, длительные сроки погашения, широкий диапазон режимов кредитования и целей использования заемных средств, а также на развитую филиальную сеть. При этом конкурирует он как за крупных, так и за средних и малых заемщиков. «Эта позиция полностью совпадает с общей стратегией Сбербанка России на период до 2014 года», – подчеркивает Марина Механошина.
Так выглядит банк со стороны связанного с ним предприятия
«На наш взгляд, кредитование – банковский продукт, выбор которого для клиента в большей мере зависит от ценовых и ресурсных возможностей банка, – комментирует эксперт сегодняшнюю ситуацию на рынке корпоративного кредитования. – Те клиенты, кредитные потребности которых способны удовлетворить связанные банки, вряд ли будут рефинансировать задолженность в других кредитных организациях, в том числе с участием госкапитала. Предприятия, заинтересованные в значительных объемах кредитования или их максимально низкой стоимости, и раньше концентрировали основной кредитный портфель в сторонних банках, предлагавших оптимальные условия кредитования».