Главная | Новости | Политика | Владимир Сысоев: Двойные зарплаты должны стать приоритетом
Новость
Владимир Сысоев: Двойные зарплаты должны стать приоритетом
В этом году в думе Югры появилась фракция, зарекомендовавшая себя как самая активная из представителей оппозиции. Депутаты от ЛДПР неоднократно становились инициаторами принятия важных законов. «УралПолит.Ru» выяснил у руководителя фракции Владимира Сысоева, над чем сегодня работают либерал-демократы.
Владимир Владимирович, какие проблемы находятся сегодня в центре внимания депутатов фракции ЛДПР?
Самая, пожалуй, острая проблема населения сегодня – это снижение доходов на фоне роста цен. За первое полугодие текущего года номинальная заработная плата населения Югры снизилась на 6,3 %, а реальные доходы людей упали сразу на 15 %. Только за последний год число жителей, чей доход в месяц находится ниже прожиточного минимума, увеличилось почти на 30 тысяч и составляет сегодня 163,1 тысячи человек.
И среди тех, чьи доходы существенно уменьшились, так же, как и среди оказавшихся за чертой бедности, немало работников бюджетной сферы. Сегодня с высоких трибун опять звучат слова о высокой среднеокружной зарплате, о растущих доходах работников бюджетных организаций. Но если в целом по округу среднемесячная начисленная заработная плата за январь – июнь 2011 года составила 43 тысячи 851,4 рубля, то в образовании она составляла 29 тысяч 529 рублей, в здравоохранении и сфере предоставления социальных услуг – 33 тысячи 377,1 рубля, в досуговых, культурных и спортивных учреждениях – 27 тысяч 941,7 рубля.
Но в прессе много говорилось о том, что переход на новую систему оплаты труда бюджетников существенно повысил их доходы.
Переход к новому порядку начисления оплаты труда вместо ожидаемого существенного повышения зарплат учителей и врачей привел, в лучшем случае, к сохранению прежнего заработка, в худшем – к его серьезному уменьшению. Выиграли только руководители учреждений, получившие возможность практически бесконтрольно распоряжаться фондом оплаты труда и с помощью финансовых рычагов расправляться с неугодными.
А сентябрьское повышение на 7 %?
Добавленные в сентябре к базовой ставке 7 % индексации не смогли реально изменить эту картину – положение бюджетников остается бедственным. Главная задача для них – свести концы с концами.
Почему, по-вашему, так происходит?
В настоящее время в округе не существует четко отлаженной системы, прозрачного и понятного механизма оплаты труда, например, учителей. Власть применяет двойные стандарты, не желая выполнять требования, которые предъявляет к другим работодателям.
Что вы имеете ввиду?
Учреждения образования раньше других бюджетных организаций перешли на новую систему оплаты труда, и поэтому большинство недостатков и недоработок здесь проявляются более зримо и рельефно. Поэтому давайте на их примере и рассмотрим общую ситуацию в бюджетной сфере.
Во-первых, на уровне автономного округа отсутствуют единые нормы и правила расчета зарплаты педагогов. Это право передано в муниципалитеты. В результате даже в рамках одного города учителя, имеющие примерно одинаковый стаж работы и учебную нагрузку, могут получать разную по размеру зарплату.
Во-вторых, механизм финансирования учебных учреждений не обеспечивает прозрачности, директора школ зачастую не знают объемов финансовых средств, которые будут выделены им в текущем году. Это приводит не только к более чем «экономному» расходованию фонда оплаты труда педагогов, но и к явным нарушениям, как это произошло в Покачах. Там школа № 1 недополучила в 2010 году 3 млн окружных субвенций, в 2011 году – более 4 млн рублей, из-за чего зарплаты педагогов не выросли, а существенно уменьшились. Отвечать, в конце концов, пришлось школьному руководству, но сама проблема осталась. И в любой момент может опять возникнуть в любом из муниципалитетов.
В-третьих, большую часть зарплаты составляет сегодня премиальная часть, которая откровенно зависит от субъективных оценок руководства. Стоит ли удивляться, что молодые педагоги зачастую не задерживаются в школах, выбирая другую профессию?
Владимир Владимирович, что вы имели в виду, говоря, что определяя бюджетникам размер зарплаты, государство должно отказаться от практики двойных стандартов?
Выступая в роли участника трехстороннего соглашения между работодателями, профсоюзами и государством, правительство округа выдвигает требование, по которому минимальная ставка работника частного предприятия не должна быть ниже 50 % прожиточного минимума, установленного в округе. На начало 2011 года такой минимум для трудоспособного населения составлял 10 тысяч 50 рублей. Таким образом, минимальная ставка для работников частных предприятий равнялась 5 тысячам 25 рублям.
В то же время в большинстве бюджетных учреждений базовая единица, применяемая для начисления зарплат, была равна 4 тысячам 330 рублям, а в образовательных учреждениях и того ниже – 3 тысячам 710 рублям. То есть округ, выступая в роли работодателя, сам отказывается от собственных же требований. Надо заметить, что все повышения – пресловутые 7 % – коснулись именно этой базовой единицы, что не привело к ее увеличению даже до уровня минимальной ставки слесаря 1-го разряда в 5 тысяч 25 рублей.
Есть еще один момент, о котором не могу не упомянуть. Фонд стимулирования, которым распоряжается директор образовательного учреждения, далеко не всегда используется по прямому назначению, то есть для поощрения наиболее талантливых и трудолюбивых педагогов.
А для чего же тогда?
Очень часто он используется – как, впрочем, и в большинстве других бюджетных организаций – для доведения зарплат технических работников учреждений до минимального уровня оплаты труда. Зарплата школьной технички, не имеющей стажа работы на Севере, до установленного законом МРОТ не дотягивает. Вот и получается, что деньги уходят мимо педагогов. Очевидно, что подобную ситуацию необходимо менять. Мы не должны позволять влачить полунищенское существование людям, которые определяют физическое, интеллектуальное и нравственное здоровье нации.
Как это осуществить практически?
Гарантировать достойный уровень жизни работникам бюджетных организаций должно государство. Для этого ЛДПР предлагает, во-первых, чтобы государство отказалось от двойных стандартов и взяло на себя те же обязательства, что и остальные работодатели, – базовая единица зарплаты для всех без исключения бюджетников не должна быть ниже половины прожиточного минимума. При этом фонд стимулирования должен расходоваться исключительно по прямому назначению.
Во-вторых, в округе должен быть установлен единый для всего округа порядок начисления зарплат всем работникам бюджетных организаций. Это не означает введение уравниловки – повышающие коэффициенты для особых условий труда, например, для работников коррекционных школ или сельских клубов, должны существовать. Но эти коэффициенты должны быть законодательно закреплены на уровне округа и едины для всех муниципалитетов.
В-третьих, этот механизм начисления должен быть понятен и прозрачен, чтобы исключить любые злоупотребления в этой сфере, случаи коррупции и откровенного воровства.
В-четвертых, не допустить превращения учреждений образования и здравоохранения в сугубо коммерческие структуры, озабоченные лишь добыванием прибыли. Государство обязано сохранить полноценную бесплатную медицину и всеобщее среднее бесплатное образование.
В-пятых, все положенные бюджетным учреждениям субвенции должны выплачиваться в полном объеме, директора должны обладать полной информацией об их объемах и сроках выплат. Для образовательных учреждений – для полноценного бюджетирования – такая информация должна предоставляться перед началом учебного года.
Если власть действительно заботится о здоровье нации – физическом, интеллектуальном и нравственном – она должна в срочном порядке менять ситуацию. Но этого не произойдет до тех пор, пока в Государственной думе, в законодательных собраниях регионов не будет сломана «послушная машина для голосования», пока исполнительной власти будет некому подсказывать, что она должна делать, а что – не должна.