Новость
Интегрированные системы менеджмента
С тех пор как в России развалилась созданная в Советском Союзе командно-административная система на предприятиях стали внедрять гарантирующую хорошие результаты экономической деятельности систему менеджмента качества. Для непосвященных, суть ее заключается в точном описании всех происходящих в организации процессов, установление между отдельными звеньями цепочки однозначных причинно-следственных связей. Такая практика позволяет свести к минимуму роль случайных и личностных факторов в производственной деятельности.
В соответствии с международными стандартами сертифицирующие организации оценивают готовность предприятия в целом или отдельных его подразделений к переходу на новые принципы управления. Все описанные процессы стандартизируются, и внесение изменений в прошедшие сертификацию процессы возможны только после внесения изменений в документацию.
Так как различные международные стандарты качества ISO разработаны для очень разноплановых видов деятельности предприятий (охрана труда, экология, продвижение товаров, документооборот) при поэтапном внедрении современной системы управления становится затруднительно состыковать между собой деятельность обособленных подразделений. Именно для решения этих проблем предназначен новый стандарт качества, который обрел свой официальный статус в 2002 году.
Начинать внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии целесообразно только после того, как большая часть персонала приобрела навыки повседневной деятельности в рамках процессов, уже прошедших сертификацию. Важно, чтобы управленческий персонал научился действовать в соответствии с регламентированной системой отчетности и не перекладывал часть своих должностных обязанностей на исполнителей.
Суть вводимой системы сводится к взаимному проникновению целей и задач, поставленных перед отдельными подразделениями организации, в повседневную деятельность работников, которые в процессе повседневного труда не соприкасаются с такими вопросами. Для примера, можно каждый служащий и рабочий предприятия, строящего свою деятельность на принципах экологической безопасности, должны не только соблюдать технологические требования к качеству очистки используемой воды, но и воздерживаться от курения на рабочем месте и не использовать на рабочем месте полиэтиленовые пакеты для личных нужд. Специалисты бухгалтерии должны владеть информацией о проводимой сертификации рабочих мест. Совершенно необходимо, чтобы подобные мероприятия постепенно и поэтапно внедрялись в трудовом коллективе, чтобы «новомодные штучки» не воспринимались работниками как лишняя дополнительная нагрузка, а каждый проникался осознанием того, что является частичкой одного целого организма, имеющего свои приоритеты и установки.
Конечно, говорить об интегрированных системах менеджмента имеет смысл только в крупных организациях, в которых руководитель не имеет возможности знать персонально каждого работника. Подчинение единым целям управленческого персонала различных уровней, а вслед за ними и рядовых сотрудников, возможно только при создании на предприятии доброжелательной обстановки, справедливой системы оплаты труда и точного целеполагания, доведенного до сведения всего коллектива.