Главная | Новости | В мире | Игорь Выдрин: институт сити-менеджеров показал свою нежизнеспособность
Новость
Игорь Выдрин: институт сити-менеджеров показал свою нежизнеспособность
В последнее время от политиков разного уровня нередко можно услышать мнения о целесообразности повсеместного внедрения системы назначения сити-менеджеров. Для того чтобы выяснить подробнее, что представляет собой этот институт, к чему нововведение может привести в случае его внедрения в Екатеринбурге, газета «Уральский рабочий» пригласила признанного эксперта - директора Института муниципального управления Игоря Выдрина.
- Игорь Вячеславович, по-моему, путаница с наемными мэрами пока полная. Люди, далекие от хитросплетений во властных структурах, как мне кажется, вообще мало что понимают. Горожане привыкли к открытым выборам главы города. Они видят, кого избирают. А что в случае с сити-менеджером? Кто и как его назначает?
- Возможно, я кого-то удивлю, но сам термин «сити-менеджер» - скорее из журналистского, бытового обихода - наше законодательство его не использует. В законе речь идет о главах местных администраций, которые назначаются на должность в порядке заключения контракта. Я их называю «контрактниками».
История этого вопроса возникла в 2003 году с принятием закона об общих принципах организации местного самоуправления. В нем было сказано, что отныне в России вводится три варианта избрания глав муниципальных образований. Первый: главу избирает население, но возглавляет он при этом думу, является ее председателем. Второй: главу избирают из числа депутатов, и он опять же становится во главе думы. Есть еще и третий вариант, который используется сегодня в Екатеринбурге и большинстве муниципалитетов России. Когда мэра города избирает население, и он руководит администрацией - своего рода городским правительством. Возникает вопрос, а кому в таком случае возглавлять администрацию в первых двух случаях, коль скоро там главы муниципальных округов являются председателями думы? Вот тут и появляется фигура главы местной администрации, назначаемого по контракту, - так называемого сити-менеджера.
- И что в итоге, многие территории России отважились нанимать мэров по контракту?
- Сегодня в 17 процентах муниципалитетов России действует глава местной администрации - мэр по контракту. По большому счету, фактически эта схема не получила развития. Хотя о ней много говорили после принятия закона как о наиболее перспективной и современной, но, как оказалось, во многом впустую. На практике она уже довольно скоро показала свою нежизнеспособность.
- Но ведь, казалось бы, в теории все выглядит стройно, логично и красиво. Почему она не прижилась?
- На мой взгляд, потому, что этот механизм изначально таит в себе напряженность в отношениях главы муниципального образования и местной администрации. По большом у счету, конфликт их интересов заложен уже в самом фундаменте этой «постройки». К тому же закон нечетко регулирует, разграничивает их полномочия. Дело в том, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом. А глава администрации (тот самый сити-менеджер) выполняет исполнительно-распорядительную деятельность. Иными словами, оперирует всеми финансовыми ресурсами, местным бюджетом. Но при этом главы муниципальных округов полагают, что они стоят над сити-менеджерами, а потому властные амбиции начинают брать верх, и между двумя руководителями разворачиваются настоящие баталии. Все столкновения конечно, как правило, сводятся к распоряжению бюджетными средствами. И тема этих взаимоотношений, поверьте, нисколько не надуманна. В отдельных муниципальных образованиях, как показывает практика, управление оказывается практически полностью парализованным.
- Думаю, многие наслышаны о том, какие конфликты существуют у наших соседей - в Тюменской, Челябинской, Пермской областях...
- Не так давно мы проводили у нас, в институте, встречу представителей Ассоциации городов Урала. На ней были и гости из Тюмени. Так вот они в красках поведали о том, как повсеместно была внедрена в Тюменском крае новая система. Там этот механизм был запущен явно под влиянием «настоятельных рекомендаций» областной власти. А закончилось дело тем, что как рассказывают представители Тюмени, в этом регионе сейчас руководители в кровь хлещутся между собой за то, кто из них главнее, чьи полномочия выше и кто, соответственно, должен распоряжаться деньгами.
Примеры Челябинской области ничуть не оптимистичнее. Я там был в начале апреля. В Верхнем Уфалее, Миассе существуют острейшие конфликты. В этих территориях колоссальные трудности управления.
- Скажите, а есть примеры, где главы дружат и сообща решают проблемы?
- Есть. В Нягани, в Ханты-Мансийском округе, глава и управляющий администрацией можно сказать, отлично ладят. Но, как я недавно узнал, и там для пользы дела все-таки решили перейти на прежнюю схему избрания главы города - самую на сегодня распространенную и проверенную временем.
- Пока элиты сражаются между собой, простой человек и вовсе оказывается в замешательстве, он не знает, к кому ему в принципе обращаться со своими проблемами. К какому главе? Кто главный в доме?
- Совершенно верно. Возьмем сегодняшнюю, классическую форму избрания главы, действующую в том числе и у нас, в Екатеринбурге. Все - от крупного бизнесмена до простого пенсионера - абсолютно четко представляют, что у нас есть высшее должностное лицо - глава города, в руках которого сосредоточены все ресурсы, и находятся все нити управления. Соответственно все успехи и неудачи горожане связывают с одним человеком. Иными словами, власть персонифицирована. Понятно, кто отвечает за происходящее в городе. А когда муниципалитетом управляют два человека, ответственность размазывается. По большому счету им в самый ответственный момент даже удобно сваливать вину за промахи в руководстве городом друг на друга. Что показал пример в Перми, когда там случилась трагедия в клубе «Хромая лошадь».
Возникает и еще одна проблема. Сити-менеджер, ведающий вопросами городского хозяйства - дорогами, школами, здравоохранением должен быть отличным профессионалом. Но ведь хозяйственника надо еще поискать. Кто у нас сегодня профессионалов готовит? Когда мы выбираем главу, то боимся не ошибиться, чтобы это достойный и компетентный был человек. А тут возникает вопрос, а где найти двух компетентных, уважаемых людей, которые бы к тому же между собой полномочия и власть поделили, и работали бы на благо города?
- Думаю, нельзя сбрасывать со счетов и то, что в борьбе за место сити-менеджера каждая из финансово-политических групп региона будет стремиться продвигать своего ставленника. А это дополнительный источник напряженности. И неизвестно, кто вообще в итоге займет это кресло.
- Безусловно, возникает несколько центров влияния. Какой из них перетянет? У конфликта не может быть будущего. Многолетний опыт противостояния между областной властью и Екатеринбургом показал, что на пользу региону в целом это явно не пошло. Хотя многие при этом только потирали руки ...
Сегодня, как мне представляется, региональная власть и власти Екатеринбурга конструктивно взаимодействуют. И это нужно поддерживать, это идет на благо города, всей территории области, в этом перспектива ее развития. За этим будущее, а не за тем, чтобы взять и назавтра неожиданно ввести должность сити-менеджера. Причем, поспешно, непродуманно. Этот механизм для начала должен доказать свою жизнеспособность. Сейчас у нас в области от 15 до 18 муниципальных образований из 93-х, где дуализм власти существует, но опыт их деятельности до сих пор не исследован. Так, недавний пример с мэром контрактником в Заречном показал, что он в результате подал в отставку.
На открытых народных выборах главы по классической схеме и многообразие кандидатов значительно шире, мы выбираем главу не с узкой скамейки «запасных», как в случае с сити-менеджерами. Когда 20 назад лет назад мы стали переходить к демократическим преобразованиям, то выборы расценивались как огромное достижение. Людям предоставили ценнейшее право - самим определить, кто будет руководить городом, в котором они живут. Они доверяют этому человеку, и он в свою очередь чувствует ответственность. Я думаю, мы должны стремиться сохранить этот проверенной временем механизм.
Беседу вела Елена Мационг (Уральский рабочий), фото Екатерины Фоминых
Главная новость
19.04.11 (06:43) Ученые: радиоактивность Фукусимы-1 в 20 раз выше чернобыльской Мощные взрывы на АЭС стали результатом некомпетентных решений. |
Новости
21 мая 2010 (12:52) Индекс РТС обновил семимесячный минимум. |
|
21 мая 2010 (12:44) Уже днем в субботу ожидается температура 22 градуса выше ноля. |
|
21 мая 2010 (12:34) Курс евро, в свою очередь, преодолел планку в 39 рублей. |
|
21 мая 2010 (12:16) Финальный гала-концерт фестиваля «Город друзей» прошел в ТЮЗе. |
|
21 мая 2010 (12:04) «Последние звонки» прозвучат в екатеринбургских школах 24 мая Также в понедельник официально завершаются занятия у первоклашек. |
|
21 мая 2010 (11:54) Первенства Екатеринбурга по спортивной акробатике и прыжкам на батуте пройдут в предстоящие выходные В соревнованиях примет участие более 100 молодых акробатов. |
|
21 мая 2010 (11:39) Дмитрий Медведев: доля устаревшей техники связи в армии составляет 85% До 2012 года необходимо заменить все устаревшие аналоговые средства связи цифровыми. |
|
21 мая 2010 (11:21) Посетители Белинки познакомятся с историей чешской фотографии Лекцию прочтет уральский фотограф Сергей Рогожкин. |
|
21 мая 2010 (11:02) Металлурги Екатеринбурга принесли государству и городу 215 миллионов рублей Сумма налоговых отчислений в первом квартале 2010 года возросла в 4 раза. |
|
21 мая 2010 (10:56) Перенос сроков вызван необходимостью провести тщательный контроль сборки ракет. |