Главная | Статьи | Больше мотивация - лучше результат. Всегда ли так?
Статья
Больше мотивация - лучше результат. Всегда ли так?
Больше мотивация - лучше результат. Всегда ли так?
Наша мотивация необычайно интересна. Мы, даже на подсознательном уровне, всё-таки не настолько бесконечно бестолковы, манипулируемы и предсказуемы. Это подтверждается целым рядом очень интересных исследований. Я расскажу вам всего о паре из них.
Два классических постулата теории мотивации гласят:
1) если вы награждаете, то взамен получаете больше желаемого поведения;
2) если вы наказываете, то получаете меньше соответствующего поведения.
Знакомо, не правда ли? Всем известный метод кнута и пряника. Морковки и стимула. Для непосвящённых напомню, что стимулом (стимулюсом) называли палку с острым концом для того, чтобы подгонять ослов. Стимулировать их, так сказать. Мотивировать, другими словами. Вы, между прочим, только что стали немножко другими людьми: вы уже не сможете воспринимать фразы наподобие «это дало мне мощный стимул», как раньше. Теперь у вас всегда перед внутренним взором будет всплывать картина с ослом, которого эдак ненавязчиво… хм… стимулируют. И очень возможно разовьётся желание избегать внешних стимулов, заменяя их своими, внутренними, устраиваемыми себе самому.
Так вот, приведённые выше два утверждения можно легко себе визуализировать в виде известной картинки: осёл, к голове которого привязана палочка с морковкой. Ну, и стимулюс там тоже где-нибудь пририсуйте… Осёл - это не так уж и обидно, осёл - довольно умное животное, но это - тема отдельной статьи. На данный момент просто примите к сведению, что ослы - чрезвычайно умные животные. Это знать совершенно необходимо, даже если это не так, потому что на картинке с морковкой в роли осла очень часто, практически каждый день, бываете вы сами. Внутренние распорядки организации, в которой вы работаете, законы государства, в котором вы живёте, во многом построены по этим принципам.
В Массачусетском технологическом институте провели эксперимент, чтобы проверить эти два утверждения.
Группе студентов были даны самые разные задания: запоминание рядов чисел, решение кроссвордов, пространственные головоломки и физические задания, такие, как, например, броски в кольцо. Чтобы поощрить и увеличить их продуктивность, были установлены три уровня наград:
- студенты показавшие приемлемую отдачу, получали небольшой денежный приз;
- если отдача была очень хорошей, то наградой был денежный приз среднего размера;
- и, наконец, если продуктивность была выдающейся, то студент получал большой денежный приз.
Де-жа-вю, не правда ли? Мы видели это уже много раз, это типичная система премирования/вознаграждения в средней организации: наградить самых производительных, проигнорировать неудачников, а остальные… Ну, остальные тоже чего-нибудь получают, да…
Итак: у студентов были задания, у студентов были мотивы, стимулы…Что же в результате выяснили организаторы эксперимента? До тех пор, пока выполнение задания требовало только механических навыков, бонусы работали именно так, как и было задумано: чем больше оплата, тем выше производительность. Но как только задание требовало хотя бы рудиментарных когнитивных (познавательных, мыслительных) навыков, другими словами, приложения интеллекта, более высокий бонус приводил к худшей производительности.
Как это возможно?! Такие выводы напоминают заговор социалистов! Тем более странно, если учесть, что исследование финансировалось Федеральным Резервным Банком, а среди организаторов были матерые, как это было принято писать в советские времена, буржуазные экономисты из МТИ, Университета Чикаго и Университета Карнеги — Меллона.
Эксперимент решили повторить в Индии, решив, что, возможно, 50$ для студента МТИ - недостаточная мотивация. В Индии же 50-60$ - серьёзная сумма денег. Итак, вознаграждения были установлены в размере двухнедельной зарплаты за более-менее приемлемые результаты, месячной зарплаты - за хорошие результаты и двухмесячной зарплаты за выдающиеся. Результаты оказались практически теми же, за исключением того, что особенной разницы в производительности между первыми двумя группами отмечено не было, а самые высокие бонусы привели к ещё большему провалу.
Как оказалось, не такая уж это и аномалия. Такие результаты подтверждались снова и снова и снова - физиологами, социологами и экономистами. Снова и снова.
Для простых «прямолинейных» заданий схема «морковка перед носом на палочке» - «если сделаешь это, получишь это» - работает великолепно.
Для алгоритмичных заданий, выполняя которые, нужно просто следовать правилам - выдающиеся результаты.
Но как только задача становится сложнее и начинает требовать концептуального, творческого мышления, такой вид мотивации перестает работать.
Тема недели
16.09.10 (Locale error: object or type not supported.)
|
Статьи
30 сентября 2010 Расскажите о себе... как произвести благоприятное впечатление на кадровика К рассказу о себе, предваряющему основную часть интервью, следует отнестись серьезно. |
|
29 сентября 2010 5 причин моей ненависти: за что мы ненавидим своих коллег Вопреки корпоративной этике мы зачастую находим в офисе как лучших друзей, так и заклятых врагов. |
|
28 сентября 2010 "Почему Вы уходите с работы раньше всех?" - что ответить боссу. Босс поймал вас на выходе из офиса в конце дня, в то время как ваши коллеги еще трудятся в поте лица. |
|
27 сентября 2010 На себя или на "дядю": так на кого будем работать? Перед человеком, задумывающимся о том, какую профессию выбрать, рано или поздно встает еще один очень важный вопрос. |
|
24 сентября 2010 5 причин того, почему вы - плохой сотрудник Завершить карьеру в 30 лет, сдать квартиру и бездельничать на Гоа — лучший вариант для homo sapiens. |
|
23 сентября 2010 Нужно ли "упрощать" свое резюме? Эксперты по трудоустройству делятся своими советами. |
|
22 сентября 2010 Почему уходят хорошие специалисты, или 10 ошибок шефа При анкетировании служащих обнаружили совсем другую причину текучки кадров. |
|
21 сентября 2010 Как воруют премиальные: логика абсурда Очередная подборка методов воровства на производстве. |
|
20 сентября 2010 11 советов начальнику, как обсуждать с подчиненными повышение зарплаты Каждому руководителю приходится вести переговоры о повышении зарплаты. |
|
16 сентября 2010 Больше мотивация - лучше результат. Всегда ли так? Наша мотивация необычайно интересна. |