Главная | Новости | Экономика | Нефтяные компании нарушают баланс
Новость
Нефтяные компании нарушают баланс
Исторические субсидии
Южная часть «тюменской матрешки», которая долгие годы рассматривалась как аграрный «плацдарм» для освоения богатых нефтью и газом Югры и Ямала, сам превращается в новый нефтедобывающий центр России. Губернатор Владимир Якушев подчеркивает, что ситуация в реальном секторе экономики характеризуется «позитивными тенденциями» и подтверждает слова цифрами: на месторождениях развивающегося Уватского проекта за шесть месяцев добыто 3 млн тонн нефти – более чем на четверть больше, чем в 2010 году.
«Судьба области – неплохая. Не без изъянов, как у любого человека: в жизни не бывает все гладко, у кого-то возникают личные проблемы, у других – на профессиональном поприще не все складывается. Так и у региона есть свои проблемы», - отметил Владимир Якушев, добавив, что бизнесу региона следовало бы принимать более активное участие в реализации социальных проектов.
Одним из немногих примеров социальных обязательств, возложенных на российский бизнес, можно назвать лишь «перекрестное субсидирование энергетики», благодаря которому население платит за электроэнергию меньше, чем должно (исходя из ее себестоимости), а доплачивают за него крупные предприятия. Эта основополагающее для российской сферы ТЭК и ЖКХ правило в ближайшее время может быть отменено, что приведет к изменению тарифной политики в целом.
«Механизм перекрестного субсидирования в тарифе на передачу электрической энергии по распределительным сетям, реализованный через существующую в регионах договорную схему «последняя миля», позволяет равномерно распределить компенсационную нагрузку на всех потребителей в регионе, и направлен на снижение тарифной нагрузки для населения», - объясняет председатель комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов.
Тюменская область в этом плане не является исключением. По данным экспертов, участие местных нефтяных компаний в перекрестном субсидировании позволяет экономить тюменцам как минимум 13% от стоимости розничного тарифа. Однако в ближайшее время ситуация может измениться.
Нефтяники присматриваются к собственным генерациям
В ходе недавнего заседания Совета по экономической политике при полпреде президента в УРФО представители тюменских нефтяных компаний объявили, что рассматривают возможность строительства собственной генерации и отказа ведения закупок на местном рынке электроэнергии. Учитывая тот факт, что на тюменские нефте- и газодобывающие компании приходится порядка 80% местного энергопотребления, для всех остальных это приведет к неприятным последствиям.
Как отмечают представители Региональной энергетической комиссии Тюменской области, решение нефтяников обернется либо дополнительным ростом тарифа на услуги по передаче примерно на 20%, либо срывом строительства необходимых энергообъектов для обеспечения надежности и улучшения энергоснабжения социальных объектов, в том числе районов децентрализованного энергоснабжения.
«Эта проблема постоянно обсуждается в последнее время, однако решения, которое бы удовлетворило всех, пока найти не удалось, - подчеркнул анонимный источник «УралПолит.Ru» в Региональной энергетической комиссии Тюменской области. – Во многом это политический вопрос. И решать его должны совместно губернаторы областей, гарантирующий поставщик, сетевые компании и РЭК. Но если тюменские нефтяники откажутся от перекрестного субсидирования, то в конечном итоге цены на электроэнергию для местных жителей сильно подскочат».
Любопытно, что позиция ФСК в этом вопросе выглядит несколько отстраненной. В компании заявляют, что никакого экономического эффекта от отмены договоров «последней мили» структура не получит, а значит, необходимость решения этого вопроса лежит в плоскости внутрирегиональных отношений.
«Вопрос о прекращении действия механизма «последней мили» в основном носит социально-политический характер, так как частичное или единовременное прекращение практики применения механизма «последней мили» может привести к возникновению у территориальных сетевых организаций «выпадающих доходов», либо к росту, цен на электроэнергию для конечных потребителей субъектов Российской Федерации. При этом для крупных потребителей ликвидация механизма «последней мили» позитивно отразится на экономике предприятий, так как позволит снизить расходы на оплату услуги по передаче электроэнергии», - заявляют в пресс-службе ФСК.
Иное мнение у аналитиков. «При существующих ограничениях и действующей тарифной политике, вряд ли возможно найти решение "последней мили". Вероятнее всего, что до 2014 года часть договоров «последней мили» всё же будет действовать, то есть будут заключены новые договора. Не исключено, что решение проблемы может быть найдено в освобождении тарифов для населения, тогда собственно и исчезнет сама проблема "последней мили", так как МРСК будут получать достаточно денег для обновления сетей. Это представляется вероятным ещё и потому, что власти уже неоднократно заявляли о своём намерении довести оплату населением коммунальных услуг, в том числе и электроэнергии до 100%», - уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Действительно, одним из главных аргументов нефтяников в споре о том, быть или не быть перекрестному финансированию, – необходимость развития отрасли.
«Острота проблемы цен на электроэнергию для промышленных потребителей в Западной Сибири связана, прежде всего, с необоснованно высокими сетевыми тарифами в регионе. Расходы на электроэнергию составляют до 30 процентов в себестоимости добычи нефти», - сообщили «УралПолит.Ru» в пресс-службе ТНК BP.
Перспективы раскола
В уральском полпредстве знаковое для целого округа решение пока только прорабатывается. «По данным представителей нефтегазовых компаний, в текущем году рост стоимости электрической энергии, сформированной гарантирующим поставщиком, поставил от 15 до 30 %. В связи с этим нефтяными компаниями рассматривается возможность строительства собственной генерации либо заключения с ОАО «ФСК» прямых договоров на услуги по передаче в обход «последней мили». В то же время органы исполнительной власти Тюменской области, ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа указывают на то, что принятие таких решений приведет к дополнительному росту котлового тарифа на услуги по передаче энергии на 22 %. Это может негативно сказаться на экономическом состоянии организаций малого и среднего бизнеса, предприятий бюджетной сферы, ЖКХ, сельского хозяйства. Для них дополнительный прирост конечной цены электроэнергии составит около 15 %», - резюмируют участники совещания у Николая Винниченко.
У аналитиков ответ на вопрос о том, как будет развиваться отрасль, уже есть. «Считаю, что через несколько лет весь «пейзаж» российской электроэнергетики изменится кардинальным образом. Во-первых, появится множество независимых производителей электроэнергии, которые не только сами будут потреблять эту энергию, но и будут её продавать всем желающим. И если раньше, квартиросъёмщик получал, пусть опосредованно, через множество посредников, электроэнергию от Волжской ГЭС, то в будущем он сможет заключить договор с каким-нибудь местным заводом, который построил собственную мини-тэц и получать электричество от него. Во-вторых, тарифы для всех групп потребителей будут свободными, что в свою очередь повысит конкуренцию между игроками рынка и заставит их бороться за клиента», - резюмирует Баранов.
Компенсировать рост тарифов могли бы, вероятно, сами нефтяники, путем внедрения энергоэффективных технологий на месторождениях и перерабатывающих заводах, однако этого не происходит. Если учесть тот факт, что, начиная с 2008 года, по данным Владимира Путина, нефтяные компании недофинансировали и без того скромные обязательства по модернизации вторичной переработки на два миллиарда долларов (соответствующие данные он озвучил на июльском совещании в Киришах), логично возникает вопрос, как структуры поступают со сверхприбылью от нефтедобычи? По оценке ряда экспертов-энергетиков, так называемый поиск «баланса экономических интересов» ведет, с точки зрения интересов самого влиятельного потребителя, к разрушению уже сложившейся и достаточно эффективно функционирующей структуры отношений всех участников энергорынка Тюменского региона.