Главная | Новости | Экономика | Уральскому банку пророчат финансовый коллапс
Новость
Уральскому банку пророчат финансовый коллапс
История «Нейвы» началась летом 2009 года, когда ряд бывших участников и руководителей «Северной казны» приобрели почти 100 % акций небольшого новоуральского банка. «Тогда сошлись интересы двух сторон – экс-акционеров «Северной казны» и менеджеров второго эшелона, которые решили, что в данной ситуации надо «выплывать» совместно», – рассказывал осенью 2009 года в интервью «УралПолит.Ru» новоиспеченный председатель правления банка Олег Антонов. Крупнейшими акционерами банка стали ЗАО «Урал-Авиа» и его президент Владимир Родионов, а также Владимир Вольман и Вячеслав Горбаренко. Доля каждого из них в капитале «Нейвы» на данный момент составляет 19,999 %.
В период запуска нового банка его собственники не скрывали, что не смогли найти на рынке кредитную структуру, удовлетворяющую всем их требованиям. Одними из первых корпоративных клиентов «Нейвы» стали «Урал-Авиа» и страховая компания «Северная казна», оставшаяся «в наследство» экс-акционерам одноименного банка. До нынешнего момента финансовая организация успешно наращивала капитал и решала вопросы, связанные с переездом из Новоуральска в Екатеринбург и развитием филиальной сети, но уже этой осенью, утверждают осведомленные источники «УралПолит.Ru», у нее могут начаться проблемы с денежной «подпиткой».
По словам источников, ресурсная база «Нейвы» формируется в основном за счет средств КБ «Новатор», «дочкой» которого является «Урал-Авиа». Аффилированность бюро с банком также может косвенно подтверждаться тем, что ключевые акционеры «Нейвы» из числа физических лиц напрямую связаны с КБ «Новатор». Владимир Родионов, Вячеслав Горбаренко и Владимир Вольман являются заместителями генерального директора бюро. И именно с этим источником финансирования в ближайшее время могут начаться перебои.
Для этого есть сразу две серьезные причины. Первая заключается в том, что государство, по некоторым данным, сокращает объем оборонных заказов, размещаемых в «Новаторе». Следовательно, утверждают источники, снизится объем денежных средств бюро на счетах в «Нейве». По их словам, финансовая организация является единственной расчетной структурой «Новатора», поэтому данное обстоятельство может сильно ударить по банковскому бизнесу.
Вторая причина связана с личностью генерального директора «Новатора» Павла Камнева. По слухам, 73-летний заслуженный оружейник, в 2007 году удостоившийся звания «Почетный гражданин Свердловской области», уже этой осенью может уйти на пенсию. «После его ухода в бюро могут начаться кадровые чистки и перестановки, а «Нейва» и ее акционеры вообще могут остаться без ключевого источника денег», – отмечают наблюдатели.
В ответ на подозрения в кэптивности Олег Антонов говорит, что ведение бизнеса, завязанного на единственном клиенте, является слишком рискованным. «По состоянию на нынешнее утро 250 корпоративных клиентов банка имеют остатки на счетах в нашем банке от миллиона рублей и выше, – показывает финансист оперативную отчетность. – Ни у одного из них нет остатков, резко отличающихся по объему от остальных. Мы не можем позволить себе зависеть от одного клиента, так работать опасно, и примеры последних банкротств в банковской сфере, когда бизнес завязан на «приближенных» клиентах, это подтверждают. То же самое касается и выдачи кредитов аффилированным заемщикам. У нас нет физической возможности кредитовать крупные промышленные предприятия, потому что они берут займы на миллиарды, а для нас 100 миллионов – уже потолок. Кроме того, конкурировать по ставкам с огромными федеральными банками мы, разумеется, не станем».
Эксперты рынка в то же время отмечают, что сильная завязанность бизнеса на участниках и аффилированных лицах (кэптивность, – прим. ред.) характерна для многих банков, не имеющих лицензии на привлечение вкладов физических лиц (действие такой лицензии у «Нейвы» сейчас приостановлено). «По данным ЦБ на 1 января 2011 года, по лицензии без права привлечения вкладов физических лиц работали 193 российских банка, – рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. – В основном это действительно кэптивные банки».
По данным Ассоциации региональных банков «Россия», в 2010 году у большинства банков с капиталом до 180 миллионов рублей рентабельность капитала составляла 3,4–6,0 %, у банков с капиталом от 180 до 300 миллионов рублей – от 3,8 % до 5,7 %, поясняет Александр Осин. «Реальная доходность банковского бизнеса в данной группе является отрицательной, – говорит эксперт. – Без расширения бизнеса за счет слияний и поглощений, без поддержки акционеров такие банки будут уходить с рынка».
Акционеры «Нейвы» уже несколько раз принимали решение о наращивании капитала, отмечает Олег Антонов. «Последнее состоялось в декабре 2010 года, тогда капитал был увеличен на 90 млн рублей, – напоминает финансист. – Участники довольны стратегией банка и нынешними темпами развития его бизнеса и готовы и в дальнейшем оказывать ему поддержку в случае необходимости». Получить комментарий у акционеров «Нейвы» не удалось – за разъяснениями корреспонденту «УралПолит.Ru» рекомендовали обратиться в пресс-службу финансовой организации.
К чему приводит ограничение дальнейших финансовых вливаний в малые банки со стороны акционеров, новейшая экономическая история России демонстрировала неоднократно. Один из последних примеров – уральский УИК-банк. Его крупнейший собственник, свердловский вице-премьер Алексей Багаряков, давно выразил нежелание заниматься поддержкой банка и пополнением его капитала. Сейчас финансовая организация испытывает серьезные трудности с выполнением обязательных нормативов ЦБ, а ее баланс, как ранее отмечал аналитик «Эксперт-Урал» Сергей Селянин, вызывает много вопросов.