Главная | Новости | Экономика | Суд и дело
Новость
Суд и дело
Материалы этой программы стали предметом громкого судебного процесса, в результате которого вице-губернатор Анатолий Бондарев признан виновным и осужден на два года лишения свободы по части 2 статьи 285 УК РФ.
Приговор пока не вступил в законную силу, он обжалован Бондаревым, защитой и правительством области. А вывод суда, что работы по подготовке проектов по шести районам, которые стали составной частью программы, «были выполнены ненадлежащим образом», не повлиял на намерение ВЭБ открыть кредит для инвестора на сумму свыше 2 млрд рублей. О причинах и подробностях этой истории – в материале «УралПолит.Ru».
В Зауралье реализуют пилотный проект
Программа «Модернизация систем коммунального теплоснабжения Курганской области на 2010-2015 годы» разработана в рамках соглашения от 9 октября 2006 года между правительством Курганской области, Внешэкономбанком и ЗАО «Тоболэнерго» по модернизации коммунальной энергетики. В этом году инициатор проекта – ОАО «Современные коммунальные системы» – направил во Внешэкономбанк инвестиционную заявку. Как пояснили в банке, «программа нацелена на модернизацию инфраструктуры коммунального теплоснабжения во всех 24 районах области и городах Кургане и Шадринске.
Первый этап программы предусматривает создание ГПА-ТЭЦ мощностью 23,2 МВт, модернизацию котельных Мокроусовского и Шадринского районов области и строительство линии по производству топливных гранул (пеллет) с целью перевода котельных в Мокроусовском районе на возобновляемые источники энергии – древесные топливные гранулы (пеллеты), уточнили в пресс-службе ВЭБ.
Напомним, программа утверждена в прошлом году, основана на разработанных инвестиционных проектах по каждому району и городам Кургану и Шадринску. Эти проекты разрабатывало ЗАО «УК БМК» по заказу правительства Курганской области в течение 2007-2010 годов.
Эта программа, как сообщали федеральные и региональные СМИ, вместе с проектом строительства ТЭЦ-2 в Кургане получила наибольшее количество голосов участников секции «Инфраструктура и строительство» межрегиональной конференции партии «Единая Россия» 29 июня в Екатеринбурге. Первое место Зауралью присудили руководители предприятий, министры региональных правительств, главы городов субъектов УрФО. А заместитель генерального директора ЗАО «Интертехэлектро» Алексей Мелешенко, рассказывая о конкретных планах компании, отметил, что будет модернизировано около 700 малых котельных в 24 районах Курганской области. Все это будет способствовать снижению тарифов и повышению энергоэффективности экономики, даст дополнительный импульс ее развитию, сказал он.
«Таких программ нет ни в одном другом регионе России», – утверждает генеральный директор ЗАО «УК БМК» Владимир Астраханцев, ссылаясь на решение комитета по энергетике Госдумы РФ, который в декабре 2010 года, как следует из документа, признал, что эта программа носит пилотный характер, и рекомендовал правительству РФ всемерно ее поддержать и рекомендовать для других регионов страны.
А 20 июня 2011 года по итогам совещания у вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака, как отмечено в его протоколе, эта программа вошла в проект перечня из 4 приоритетных инвестиционных проектов УрФО наряду с такими проектами, как «Урал Промышленный – Урал Полярный», проект по созданию технопарка в сфере высоких технологий «Университетский» в Свердловской области и строительству металлургического завода сортового проката в Тюмени. С информацией об этих проектах выступал министр регионального развития РФ Виктор Басаргин.
То есть программа, подготовленная под руководством Анатолия Бондарева, признана комиссией правительства РФ также чрезвычайно необходимой, эффективной и пионерной.
«Ее принципиальное отличие состоит в том, что она нацелена на привлечение в основном частных инвестиций, которые составят около 8 млрд руб. из общей стоимости всех инвестиций по программе в сумме 9,4 млрд руб., – говорит Владимир Астраханцев. – Ежегодный эффект от реализации программы определен в сумме более 830 млн руб., а срок окупаемости инвестиций – не более 12 лет. Эти цифры взяты не с потолка, они базируются на детально разработанных инвестиционных проектах».
Суд бьет тревогу, а инвесторы спокойны. Почему?
Именно в состав этой программы вошли инвестиционные проекты по 6 районам области, подготовленные ЗАО «УК БМК» в 2007 году по госконтракту № 5907 на сумму 17,3 млн рублей.
Именно они стали предметом уголовного дела и суда, который, основываясь на заключениях пяти экспертов, 18 июля 2011 года пришел к выводу, что «ненадлежащим образом выполненные работы под контролем Бондарева, с его ведома и по его указанию, были приняты без должной проверки их качества, после чего в полном объеме оплачены из бюджета». То есть суд решил, что ЗАО «УК БМК» выполнило техзадание по контракту не в полном объеме, а лишь частично, некачественно, и работу надо делать заново.
Если следовать логике решения суда, он зафиксировал серьезные изъяны в документах, которые легли в основу одного из приоритетных проектов Стратегии социально-экономического развития УрФО до 2020 года. И проект надо срочно переделывать.
Но, как видим, инвестор в лице ООО «Интертехэлектро – Новая генерация», инициатор проекта ОАО «Современные коммунальные системы», министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, эксперты Госдумы, правительства РФ и Внешэкономбанка, как и его председатель Владимир Дмитриев, как следует из приведенных документов, совершенно другого мнения. И этому есть причины.
Как заявил «УралПолит.Ru» Владимир Астраханцев, комментируя ход следствия и суда, «по моему твердому убеждению, ни предварительное следствие, ни судебное разбирательство не ставило перед собой задачу поиска истины в этом деле. Поэтому и приговор получился абсолютно неправосудный».
Владимир Астраханцев сообщил, что претензии к работе ЗАО «УК БМК» «основаны на заключении экспертизы от 12 мая 2010 года на 100 страницах. Экспертиза проводилась в течение 9 месяцев по поручению следователя, в ней участвовало 5 человек, в том числе 1 экономист и 4 специалиста по промышленным печам». По мнению Астраханцева, «заключение составлено людьми, не имеющими отношения к объекту и предмету экспертизы, то есть к системам коммунального теплоснабжения, и особенно к инвестиционному проектированию. В результате было получено крайне тенденциозное и необоснованное заключение, ошибочное в своих выводах». И привел несколько примеров.
«В 2007 году мы в своих финансовых расчетах по инвестиционным проектам приняли ставку платы за кредит в размере 8 %, хотя в то время ставка рефинансирования ЦБ РФ составляла 10 %, а ставки коммерческих банков были на уровне 14-16 %. На этом основании эксперты заявили, что ставка в 8 % совершенно нереальна. Но мы-то опирались на наш собственный опыт работы с банками именно в Курганской области. В частности, по ставке 8 % годовых был получен в конце 2006 года кредит сроком на 5 лет для строительства блочной котельной в Варгашах. Котельная построена и работает, кредит возвращен банку в установленный срок», – подчеркнул Владимир Астраханцев.
«В этих же расчетах мы приняли уровень собираемости платежей за отопление 95-100 %, – продолжает он. – Эксперт Шеметов же утверждал, в том числе и на судебном заседании, что собираемость платежей не может быть выше 40-60 %, ссылаясь на опыт Свердловской области. При этом государственная статистика (Росстат) показывает уровень 91-93 % по Свердловской области и 95-96 % – по Курганской. А управление статистики Росстата по Курганской области показывает собираемость платежей за отопление по отдельным районам и выше 100 % (102-107 % с учетом погашения задолженности прошлых лет). Что это, если не безграмотность?».
Экспертиза утверждала, что в отчетах компании не указан источник погашения кредитов. Но на самом деле по каждому инвестиционному проекту был выполнен и включен в отчеты ЗАО «УК БМК» в форме таблицы прогнозный расчет тарифов на 15-летний срок. Этот расчет двумя отдельными строками включал суммы выплаты процентов по кредиту и возврат основного долга по кредиту в форме инвестиционной надбавки. «Не увидеть это в наших отчетах мог только человек весьма далекий от предмета экспертизы. Либо преследующий какие-то иные цели», – делает вывод Владимир Астраханцев.
Эксперты утверждают, что ЗАО «УК БМК» несправедливо при оценке рисков по инвестиционным проектам принимает возможность отключения частных домов от систем коммунального теплоснабжения в связи с переходом на индивидуальные системы отопления. Они утверждают, что это прогрессивная тенденция, которую никоим образом нельзя считать риском. «Однако дело-то в том, что инвестиционный проект нацелен на привлечение частного инвестора, для которого потеря потребителя и снижение объема продаж своей продукции – тепла – однозначно является риском. Специалисту по инвестиционному проектированию это очевидно, а бухгалтеру – нет», – поясняет Владимир Астраханцев.
Эксперты заявили, что энергоаудит в обязательном порядке предполагает выполнение инструментального обследования, и при этом они говорят, что при проведении экспертизы использовали наряду с другими документами и приказ Минэнергопрома РФ от 4 июля 2006 г. N 141 «Об утверждении рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)».
На самом деле этим документом установлено, что, во-первых, по объему обследования существуют три основных вида энергоаудита, в том числе и экспресс-аудит, при котором инструментальные обследования не проводятся, и, во-вторых, что в зависимости от целей проводимых работ допускаются любые комбинации видов энергетических обследований и энергоаудита (п. 3.4. указанных рекомендаций – прим. ред.).
«В техническом задании по госконтракту № 5907 требований по инструментальному обследованию нет», – напомнил руководитель ЗАО «УК БМК». – Однако эксперты заведомо ложно утверждают, что инструментальное обследование обязательно, и на этой ложной основе делают вывод, что наши отчеты не соответствуют техническому заданию».
«К сожалению, именно на таких несуразностях, передергивании фактов, искажении нормативных документов, ошибках, элементарной безграмотности, а в значительном объеме – и просто на лжи, когда белое объявляется черным, построено все заключение экспертов», – заявляет Владимир Астраханцев.
Комментарии ЗАО «УК БМК» на заключение экспертов в объеме 350 страниц правительство области представило в суд, и они приобщены к делу. Более того, на значительную часть замечаний Владимир Астраханцев дал ответы в судебном заседании. Суд имел возможность детально ознакомиться с ними. Но сделал свой вывод, основываясь на заключении экспертов.
ВЭБ будет работать по проекту
Позицию ЗАО «УК БМК» по-своему подтвердил Внешэкономбанк. Банкиры, на которых и рассчитаны инвестиционные проекты, задолго до вердикта Курганского городского суда по делу Анатолия Бондарева вынесли другое решение. И обосновали его. Как отметил в сентябре 2010 года председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев на рабочей встрече с губернатором Зауралья Олегом Богомоловым, «программа имеет пилотный характер, полностью отвечает задачам Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства России и вписывается в инвестиционную политику банка».
А главным итогом встречи 18 августа 2011 года стало заявление председателя ВЭБ, что «банк будет работать по этому проекту». Владимир Дмитриев дал соответствующее поручение, и «это самое важное», отметил Олег Богомолов в комментарии для «УралПолит.Ru».
«Когда будет готов протокол, мы поймем, когда будет открыт кредит на все эти объекты», – сказал губернатор Олег Богомолов. Он также сообщил, что им вместе с инвестором уже принято решение «не ждать начала открытия кредитной линии, а начинать проектные работы по программе».
В Кургане проектируют ТЭЦ-3
Как сообщила пресс-служба «Интертехэлектро – Новая генерация», компания «Интертехэлектро», выбранная генеральным подрядчиком по строительству ТЭЦ мощностью 25 МВт в г. Кургане, приступила к проработке существенных вопросов строительства станции, проектные работы по которой уже ведет проектный филиал компании – Инженерно-проектный центр «Новой генерации». Проект станции предусматривает установку трех газопоршневых агрегатов мощностью по 8 МВт каждая с водогрейными котлами-утилизаторами, также предусмотрена установка трех водогрейных газовых котлов в главном корпусе станции. Планируется модульная поставка всего основного оборудования, что позволит существенно сократить сроки монтажа оборудования. Все это обеспечит бесперебойное тепло- и электроснабжение потребителей г. Кургана. Установленная электрическая мощность станции составит 25 МВт, тепловая – 40 Гкал/час.
Как сообщили в компании, строительство ТЭЦ ведется в рамках реализации целевой программы «Модернизация систем коммунального теплоснабжения Курганской области на 2010-2015 годы». Новая ТЭЦ станет третьим объектом генерации в Курганской области после действующей ТЭЦ-1 и строящейся ТЭЦ-2, она будет возведена на территории выведенной из эксплуатации котельной № 40 завода КЗКТ. В настоящее время на площадке строительства ведутся изыскательские и подготовительные работы. Строительные работы будут развернуты в первом квартале 2012 года, общий планируемый срок строительства объекта – 2 года.
Таким образом, не только документы, но и начало реализации программы в реальных объектах на деле опровергают существенные выводы Курганского городского суда, которые легли в основу приговора Анатолию Бондареву.