Главная | Новости | Общество | Школьная реформа оставила курганских учителей без зарплат
Новость
Школьная реформа оставила курганских учителей без зарплат
С 1 сентября зауральские школы перешли на новую систему оплаты труда. По замыслу чиновников, отныне труд наиболее активных педагогов должен поощряться из стимулирующего фонда, который будет введен в каждой школе. Таким образом, зарплата учителя станет напрямую зависеть от качества работы. Однако на деле система не оправдала себя. В двух курганских школах, где она вводилась в качестве эксперимента три года назад, стимулирующего фонда на поощрительные выплаты не хватило. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».В этом году зауральские власти планируют потратить более 120 миллионов рублей на переход на отраслевую систему оплаты труда. Она появится во всех школах Кургана и ряде школ райцентров. Особая роль возлагается на появление стимулирующих фондов. На эти цели каждое учебное заведение получит от государства по 20 % от своего общего фонда оплаты труда.
Вопросов больше, чем ответов
Как рассказала «УралПолит.Ru» председатель городского Профсоюза работников народного образования и науки РФ Нина Михайлова, введение такой системы оплаты труда в гимназии № 19 и средней школе № 38 еще три года назад обозначило ряд проблем. Фактически стимулирующий фонд (20 %) расходился в основном на доплаты за стаж. На поощрение учителей за активный труд уже ничего не оставалось.
«По задумке, школы должны избежать «уравниловки» и выделять тех, кто трудится лучше. Но на деле мы видим, что средства на это брать неоткуда. Ранее об этом уже заходила речь на педагогических семинарах. Одна учительница математики сама подсчитала свою будущую зарплату и увидела, что ничего не изменится. Более того, ей даже выгодно перейти работать из гимназии в обычную школу. Ведь в гимназиях требований к учителям больше, поэтому каждый педагог заинтересован показывать лучшие результаты. А раз все стараются – надо же их поощрять. Но чем? Как ни крути, фонд стимулирования не безразмерный», – сообщила Михайлова.
Председатель профсоюза привела в пример школу № 38, директор которой – Юрий Предеин – поделился опытом с коллегами на одном из семинаров. Например, учитель математики со стажем, берущий по 33 часа в неделю, получает 9555 рублей вместе со всеми доплатами. Фактически же с переходом на отраслевую систему он стал получать всего на 700 рублей больше. Проведенное не так давно анкетирование руководителей школ выявило, что подавляющее большинство (81 %) вообще не верят в улучшение материального положения работников образования.
По словам директора гимназии № 19 Елены Смирновой, должностной оклад учителя действительно вырос: за одну ставку учитель получает тысячу рублей. Однако вместе с тем уменьшилась система доплат. Фонда стимулирования, который сейчас составляет 20 % от общего фонда оплаты труда, оказалось недостаточно для поощрения учителей с учетом качества их работы.
«Фонд стимулирования уходит на доплату за стаж и проверку тетрадей. И на этом он исчерпывается. Например, при стаже в более чем 20 лет педагог получает 913 рублей доплаты. В среднем в школах такой фонд составляет порядка 100 тысяч рублей, и этого мало», – отметила Елена Смирнова.
В профсоюзе также сообщили, что у руководителей учебных заведений до сих пор есть масса вопросов по поводу того, как будут начисляться зарплаты их педагогам. Несмотря на частые семинары на эту тему с представителями управления образования, ситуация не становится яснее. «Я крайне обеспокоена этим и предложила директору департамента социальной политики Осипову провести совместный семинар-практикум. Если в октябре учителя получат меньше или столько, сколько и получали, – будет расти социальная напряженность», – отметила Нина Михайлова.
Школы могут сами решать, на что тратить деньги
В управлении образования придерживаются несколько иной точки зрения на распределение средств из школьных фондов. Заместитель начальника областного управления образования Эдуард Абрамов подчеркнул, что школы сами решают, как и куда распределять средства. Он отметил, что у каждой школы должно быть положение о распределении стимулирующего фонда. И никто не вправе запрещать ее руководителю решать, куда тратить деньги.
«Та примерная методика, которую мы приняли на заседании областного правительства, является ориентиром. Мы показали примерный формат распределения стимулирующего фонда, но школы могут вносить свои коррективы. Если, например, школа посчитает нужным не так активно стимулировать коэффициентами доплату за стаж, она может принять такое решение», – сообщил Абрамов.
А вот включение доплат за стаж и проверку тетрадей в стимулирующий фонд Абрамов назвал вынужденной мерой. Оказывается, что такой подход был рекомендован Министерством образования РФ. Там решили, что финансировать обе доплаты за счет компенсационных или базовых выплат было бы не правильным. И в регионах вынуждены были подчиниться.
«Но мы считаем, что это справедливо. Ведь если человек отдал годы работе с детьми, это должно как-то поощряться. С проверками тетрадей – аналогичная ситуация. У кого из учителей больше валовой работы (математика, русский язык) – те и получать должны больше. Конечно, стимулирующий фонд при этом уменьшится, но не кардинально. Мы понимаем, что это не позволит значительно индексировать труд, но тем не менее такой рычаг распределения средств у школ остается», – отметил Эдуард Абрамов.
Напомним, что по планам властей повышение заработной платы с июня 2011 года на 6,5 % и фонда материального стимулирования позволит к концу текущего года довести среднюю заработную плату учителей примерно с 8100 рублей до 9700 рублей, а воспитателей детских дошкольных учреждений – с 7200 рублей до 8600 рублей.