Главная  | Новости  | Экономика | Ученые об УП-УП: Они не ведают, что творят

Новость

Ученые об УП-УП: Они не ведают, что творят


Тюменская областная дума 22 сентября должна будет утвердить дополнительные бюджетные инвестиции в мегапроект «Урал Промышленный – Урал Полярный». Объем вложений в уставный капитал одноименной корпорации увеличивается на 3 миллиарда 80 миллионов рублей. Законодатели, которым предстоит одобрить такие большие вложения, по-прежнему находятся в неведении относительно практической реализации мегапроекта; экологи и коренные народы Севера бьют тревогу, а ученые Уральского отделения РАН продолжают настаивать на том, что этот проект – авантюра. По крайней мере, в части планов по освоению твердых полезных ископаемых. В позициях сторон разбирался корреспондент «УралПолит.Ru».


Деньги на Север


Правительству Тюменской области предоставляется право направить в 2011 году в уставный капитал корпорации, с учетом мероприятий программы «Сотрудничество», 11 миллиардов 154,5 миллиона рублей. Дополнительные инвестиции будут направлены на создание транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечивающей развитие Урала и Западной Сибири, а конкретнее – инфраструктуры нефтепровода Заполярье – Пурпе.


В свою очередь Ханты-Мансийский автономный округ – Югра входит в уставный капитал корпорации «УП-УП» принадлежащим правительству региона контрольным пакетом ОАО «Полярный кварц» номинальной стоимостью 1,5 миллиарда рублей – в соответствии с инвестиционным соглашением, подписанным еще 25 апреля этого года. А Ямал дает гарантии энергетической компании «Урал Промышленный – Урал Полярный» в целях заимствований для реализации инвестиционного проекта ПГЭС «Полярная» и строительства первой очереди станции в районе Салехарда. Власти Ямала особенно упирают на то, что помимо энергетического укрепления мощностей региона ввод в эксплуатацию парогазовой электростанции в Салехарде позволит в два раза снизить тарифы на тепловую энергию для потребителей.


Изначально УП-УП заявлялся как проект освоения месторождений Полярного Урала для снабжения минерально-сырьевой базой металлургических и горнообогатительных предприятий Среднего и Южного Урала. То есть речь шла о добыче твердых полезных ископаемых (угля, железнодорожной руды, золота, хромовых руд, меди и цинка). Сейчас все больше говорится о строительстве нефте- и газопроводов, их энергетическом обеспечении, а по железной дороге вдоль восточного склона Уральских гор планируется возить не железную руду, а тяжелую нефть. То есть вернулись к тому, от чего пытались уйти, – ведь тот же экс-губернатор ХМАО-Югры Александр Филипенко, который горячо поддерживал проект и был его вдохновителем, делал ставку именно на диверсификацию экономики Западной Сибири, чтобы уйти от ее зависимости от нефти и газа.


На сегодняшний день, отмечают эксперты, реализация проекта представляет из себя больше разговоров, чем реальных дел. Действительно продуманных программ и стратегий крайне мало, и менеджеры в основном декларируют заявления и планы. При этом сами манифесты выглядят достаточно запутанно и зачастую безграмотно. По мнению экспертов, неграмотная информационная политика компании, вызванная невысоким уровнем подготовки специалистов и тенденцией на замалчивание информации, привела к полному непониманию участниками проекта целей, хода реализации и его значимости для государства и в глазах жителей, и в глазах СМИ, и в глазах остальных участников.


Эксперты отмечают, что реализацию проекта можно разделить на три этапа, в ходе которых она заметно различалась. Это предыдущие команды и последняя команда. При первой проект был максимально информационно открытым, действия руководства были направлены на реализацию целей, озвученных президентом. С появлением же новой команды стал заметен отход от первоначальных целей и задач и становление политики информационной закрытости. Эта закрытость при освещении проекта привела к социальному недовольству – люди начали говорить о том, что «раз проект так долго реализуется, значит, деньги проворачиваются, а кто-то зарабатывает на процентах». К слову, в марте этого года секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил о выявленных нарушениях в использовании бюджетных средств, которые государство направляет на реализацию крупнейших инфраструктурных инвестиционных проектов, в том числе УП-УП. «Необходимо обеспечить строжайший контроль над расходованием бюджетных средств, отпускаемых государством в рамках реализации проекта, а также строго соблюдать законодательство при работе с потенциальными инвесторами. В целом необходимо усилить противодействие коррупции», – сказал Патрушев.


На сегодняшний день «Урал Промышленный – Урал Полярный», ведомый новым руководством, по сути является информационным изгоем, отмечают эксперты.


Неуслышанные аргументы


В связи с этим возникает вопрос о проектах, которые планировали реализовать в рамках УП-УП. С «Полярным кварцем» ситуация уже решена: губернатор округа Наталья Комарова вовремя избавилась от проблемного для округа актива. Хотя еще полтора года назад регион не знал, что делать с этим предприятием, – ресурсов для его загрузки просто нет и не предвидится. О том, что по транспортным артериям, возведенным в рамках проекта «УП-УП», нечего будет возить, ученые заговорили еще в 2007 году (сам проект был презентован покойным ныне Петром Латышевым еще в 2005 году на совещании в Челябинске).


В резкой оппозиции к проекту тогда выступили ученые Института экономики (д.э.н. Вячеслав Пахомов) и Института геологии и геохимии (директор Виктор Коротеев) Уральского отделения РАН. Ученые говорили о том, что «мегапроект» сугубо политический, что в нем нет ни капли экономики, что подавляющее большинство заявленных в рамках проекта запасов относится к категории прогнозируемых, а прогнозируемые запасы неинтересны бизнесу.


Несмотря на это, финансы в проект вкладываются регулярно, и государство намерено видеть среди «вкладчиков» в том числе бизнесменов. Из 543,8 миллиарда рублей инвестиционного бюджета доля частных инвестиций, по плану авторов проекта, должна составить 360 миллиардов рублей. Федеральный инвестиционный фонд и субъекты РФ, входящие в УрФО, должны вложить соответственно 105 и 79,1 миллиарда рублей (это до 2021 года).


Сейчас частные инвесторы явно не горят желанием вкладываться в сомнительный проект освоения природных богатств Полярного Урала. Просто потому, что этих богатств в осязаемой форме почти нет. Строить инфраструктуру, обслуживающую месторождения с невнятной перспективой добычи, никто, кроме чиновников, не стремится. И свою роль в этом играет все та же информационная закрытость проекта. «Несмотря на то, что компания является открытым акционерным обществом, нет доступа к финансовой отчетности. Известны случаи, когда миноритарным акционерам приходилось судиться с компаниями для того, чтобы получить информацию», – отметила аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова. Так, по ее словам, невозможно спрогнозировать, будет ли способно ОАО «Урал Промышленный – Урал Полярный» рассчитаться с кредитами в течение ближайших трех лет после запуска инвестпроекта «Полярный» в Салехарде. «Непонятно, насколько целесообразен для компании этот проект и какие кредитные договоры сейчас действуют. В таких ситуациях невозможно оценить, способна ли будет корпорация рассчитаться с долгами через три года или пять лет», – заключила специалист.


Челябинский металлургический комбинат, который должен вложить в освоение Южного и Юго-Западного полей хромовых руд с 2009 по 2013 год 305 и 105 миллионов рублей соответственно (а до 2021 года – почти 2,5 и 2,4 миллиарда), по состоянию на февраль 2011 года инвестировал в проект лишь 78,6 миллиона (на поиск ископаемых в обоих рудных полях). ЗАО «Нефтересурсы» из 430 миллионов рублей, запланированных на поиск ресурсов меди на Лекын-Тальбейской площади с 2008 по 2014 год, пока вложило только 34 миллиона рублей. Дальше всех продвинулась лишь ГПК «Север», вложив в поиски ресурсов (медь и цинк) 272,2 миллиона рублей из запланированных на эти цели 585 миллионов по 2013 год включительно.


Другие инвесторы сначала изъявляли желание участвовать в проекте, потом меняли свое решение либо соглашались участвовать в качестве подрядчиков. То есть в целом прогнозы ученых сбываются. Но сомнения по поводу перспектив УП-УП имеются не только у них.


Из представителей власти территорий, где реализуется мегапроект, первой заволновалась губернатор Наталья Комарова, ознакомившись со своим хозяйством сразу после назначения в 2010 году. В апреле 2010 года, заслушав на одном из совещаний в Березовском районе доклад директора департамента развития Приполярного Урала Александра Шпиренко об инвестициях округа в УП-УП, Наталья Комарова заявила, что «вообще нет смысла говорить о деньгах в таком объеме и в таком аспекте». «Потому что мне пока так и осталось непонятно, что несет этот проект для автономного округа, для конкретной деревни Саранпауль и для конкретного человека, который здесь проживает, – сказала Комарова. – Кому нужны эти миллиарды? У меня пока только одна реакция: боже мой, боже мой! Столько денег истратили! Куда же мы их истратили? На что же мы их истратили? А что же получили?».


Тогда же губернатор Югры выступила против строительства угольной электростанции на 1200 МВт, которую планировалось возводить в рамках проекта компанией «Новатэк». Что касается «Полярного кварца», который целиком переходит в собственность корпорации, то, с одной стороны, проект в работе, создано много объектов, чтобы обеспечить производство в заданных параметрах. Но в то же время остаются за рамками решения вопросы, связанные с подготовкой минерально-сырьевой базы. Подготовка запасов по многим группам полезных ископаемых, которые так или иначе будут добываться или перерабатываться в рамках этого проекта, тормозится.


Изменила Наталья Комарова свое мнение по поводу УП-УП или нет, пока неизвестно. Но оппозиционное (по отношению к мегапроекту) крыло Уральского отделения РАН по-прежнему остается на своих позициях, и месяц назад ученые в очередной раз сделали подробный доклад, из которого следует, что у проекта нет перспектив и речь идет едва ли не об авантюре, итогом которой будет новый БАМ.


«Правая рука не знает, что делает левая»


По мнению главного научного сотрудника Института экономики Уральского отделения РАН, доктора экономических наук Вячеслава Пахомова, чиновники, движимые политическими целями, так и не услышали научных аргументов относительно будущего проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». Возможно, Ямалу нужны железные дороги, электростанции, мосты через реки, автомобильные дороги, но к изначальной цели проекта (освоение твердых полезных ископаемых и снабжение ими предприятий Урала) это не имеет никакого отношения.


«Те вопросы, которые мы ставили четыре года назад, актуальны и сейчас, во всяком случае ответов на них мы так и не получили, – сказал Вячеслав Пахомов в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru». – На Севере Урала нет подготовленных запасов, оттуда нечего возить по дороге, которая строится. Нет запасов, которые можно разрабатывать. Хром, золото – все это ерунда. Хромовой руды там мизерное количество. Вся потребность Урала в этой руде составляет 1 миллион тонн. Часть этой потребности удовлетворяется за счет Кемписайского месторождения, это Северный Казахстан. Там богатейшие месторождения мирового уровня. А на Полярном Урале запасы бедные. Там поставлено на запас 15 миллионов или около того. Хватит их ненадолго, и строить ради этого дорогу – полная чушь. Что касается железных руд, то их там вообще нет. Мы буквально недавно делали ТЭО по кондициям на наиболее перспективном месторождении Приполярного Урала. Его разработка оказалась нерентабельной в принципе. Мало того, там запасов с гулькин нос. Запасы, на которых можно строить предприятие, – это запасы категории А+В+С1. А запасы С2, Р1 и Р2 – это прогнозные запасы. Они (корпорация «УП-УП», – прим. ред.) включают эти прогнозные запасы в общие запасы, а это несерьезно. Чтобы прогнозные ресурсы стали реальными, нужны десятилетия и огромные вложения. В то же время по статистике подтверждается лишь от 7 до 10 прогнозных запасов.


По словам Пахомова, один месяц работы Качканарского ГОКа покроет всю ту производительность, которую пытается достичь корпорация на Приполярном Урале. «Вся эта территория – сплошное белое пятно, там надо проводить серьезную разведку и вкладывать в это миллиарды, – считает эксперт. – Что касается золота, то его там тоже с гулькин нос. Ради золота никто железную дорогу не строит. У нас же политический паровоз бежит не только впереди научной аргументации, но и впереди здравого смысла. По железной дороге нечего будет возить, это будет очередная мертвая дорога».


«Сам проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» приобретает новые черты, – говорит Пахомов. – Происходит подмена понятий. Сейчас в проект включают уже развитие и освоение ресурсов всего Тюменского Севера. А почему? Потому что уже пришло понимание того, что в горной части Приполярного Урала брать нечего. Бурый уголь, который там есть, непригоден для перевозки. Выискали новую идею для использования этого угля – энерготехнологический комплекс. Но если будет такой комплекс, то зачем нужна железная дорога? Ее рентабельность обеспечивается при грузообороте 15–17 миллионов тонн. А где их взять?».


По мнению собеседника, 6 миллионов тонн нефтепродуктов, которые ежегодно планируется возить по железной дороге вдоль восточного склона Уральского хребта, не обеспечат ее окупаемости. Нерентабельным признано и месторождение фосфоритов, хотя еще недавно лидер «Единой России» Борис Грызлов с подачи уральских чиновников говорил о том, что фосфоритов Приполярного Урала хватит на всю страну.


Не приемлют ученые и административно-территориальный подход, который используют чиновники при реализации проекта освоения Северного Урала. В частности, это касается игнорирования уральских территорий, не входящих в состав УрФО. В то же время большие перспективы у Печорского бассейна на севере Коми – это порядка 200 миллиардов тонн коксующегося, каменного угля. «У нас процветает местничество, – сетует Вячеслав Пахомов. – Левая рука не знает, что делает правая. А еще процветает дичайшая демагогия».


У депутатов нет ясности


Депутат думы ХМАО-Югры Владимир Сысоев, который во время работы в комиссии по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной думы занимался в числе прочего и вопросами, связанными с УП-УП, признался в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru», что у него так и нет полной ясности того, чем занимается корпорация.


«Мне понятно только одно – что строится какая-то транспортная инфраструктура, – сказал Сысоев. – Причем железная дорога вдоль восточного склона Уральских гор – это уже в прошлом (дорога еще не построена – прим. ред.). Речь идет о северном широтном ходе, который практически восстанавливает сталинскую стройку на Ямале и, соответственно, откуда-то с Красноярского края тянется нефтепровод. Вот на что сейчас направляются деньги. А то, о чем говорилось изначально при создании этого мегапроекта, – открытие новых месторождений, постановка их на запас, дороги – то, как я сейчас вижу, все это ушло в прошлое. Для меня пока непонятно, что будет транспортироваться с Севера на Средний Урал по возводимой транспортной инфраструктуре».


Заместитель председателя Тюменской областной думы, член парламентской комиссии по экономической политике и природопользованию Сергей Холманский также не имеет представления о том, куда будут направлены дополнительные инвестиции в УП-УП.


«У меня нет предельной ясности, но я знаю, что Фуат Ганеевич (Сайфитдинов, зампред областной думы – прим. ред.) готовит нам по этому поводу сообщение, – сказал Холманский в интервью «УралПолит.Ru». – Он у нас ответственный по этому мегапроекту «Урал Промышленный – Урал Полярный», и я думаю, что такая ясность будет».


Заметим, что весной прошлого года депутаты областной думы уже вносили поправки в бюджет, направив в уставный капитал корпорации «УП-УП» 1 миллиард 95 миллионов рублей, из них 795 миллионов рублей – доля ХМАО-Югры.

21 9 2011

Новости

18 декабря 2013 (17:59)

Заработок в туристическом бизнесе Африки

Так всегда бывает в жизни: одни работают, другие отдыхают. Весь туристический бизнес основан на этом принципе.

18 декабря 2013 (11:32)

Нужны деньги на карманные расходы?

Работа бывает разной, есть и такая, где требуется просто сидеть и фактически ничего не делать - вам это интересно? Но только и получать за это вы много не будете, хотя может быть, для школьника и подойдет - будет копеечка на карманные расходы.

В чем эта работа заключается? Да в том, что вы находите определенный сайт, который предоставляет вам работу под названием серфинг. Заключается она в том, что вы просто просматриваете сайты за определенное вознаграждение. Например, есть такой сайт, где описываются двигатели ямз, а просмотров там мало, вот вы и должны побыть на этом сайте секунд пятнадцать в качестве посетителя. Работа хоть и малооплачиваемая, зато не пыльная и несложная. Помимо этого, там могут быть другие различные задания, тоже за вознаграждение.

10 декабря 2013 (06:18)

Виртуальная торговля - хороший доход

Интернет - магазин - может быть источником основного или дополнительного дохода.

7 декабря 2013 (23:43)

Что делать после потери работы?

Когда мы теряем работу, в самую первую очередь, это наносит самый ощутимый удар по нашему самомнению.

4 декабря 2013 (07:41)

Надомная работа - мыловарение

Многие люди, как правило, студенты, молодые мамы и люди, которых не устраивает доход на основном месте работы, пытаются найти дополнительный источник дохода.

28 ноября 2013 (10:56)

Трудоустройство за границей (США)

Многие граждане стран СНГ, в связи с мизерными заработками в своих странах, уезжают в США.

31 октября 2013 (21:07)

Чем привлекательны для соискателей известные фирмы?

Люди трудоспособного возраста уверены, что гораздо интереснее и выгоднее работать в известной фирме, нежели в маленькой и неизвестной. Но стоит иметь в виду, что не все известные фирмы щедрые. Специалисты уверяют, что нет никакой закономерности между известностью и высоким уровнем заработной платы.

21 октября 2013 (18:23)

Организация работы предприятия

Если нужно грамотно организовать работу всех сотрудников завода или предприятия, то тут следует учитывать несколько немаловажных факторов.

30 октября 2012 (04:23)

Правительство рассмотрит возможность продажи лекарств в магазинах

Это позволит увеличить конкуренцию и снизить цены на препараты.

29 октября 2012 (12:21)

Центробанк понизил курсы доллара и евро

Бивалютная корзина подешевела на 6 копеек.

 

Войти

Архив новостей

        апрель 2025        
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Словарь все термины

Численность работников — Число работников компании, организации на определенный момент.

Реклама

 


Партнеры

© 2009– MR66 - поиск работы в Екатеринбурге. Все права защищены.
При использовании материалов и новостей портала гиперссылка на www.MR66.ru обязательна.


Продвижение - Garin Studio

Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.

Правовая поддержка проекта «МОЯ работа»
Юридическая консультация «ALLINLAW»