Главная | Новости | Экономика | Большой урожай в Зауралье попал в затор
Новость
Большой урожай в Зауралье попал в затор
Природа дает шанс зауральским аграриям завершить уборку на этой неделе. Однако в области остро не хватает мощностей для хранения и подработки зерна нового урожая и вагонов для его вывоза по договорам с покупателями. Сегодня, 10 октября, в ситуации разбирался губернатор Курганской области Олег Богомолов, потребовав от подчиненных и партнеров сельчан, железнодорожников, максимальной помощи крестьянам. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».
В Зауралье на сегодняшний день убрано 76 % площадей под зерновыми. Намолот в бункерном весе составил 1 млн 950 тыс. тонн. Казалось бы, надо радоваться, но, как сообщил первый заместитель губернатора, директор департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Сергей Жданов, «мощности 24 элеваторов, принимающих зерно, составляют всего 1 млн 100 тыс. тонн. А свободных емкостей – не более 750 тыс. тонн. Потому что еще до начала уборки здесь хранилось 350 тыс. тонн зерна урожая прошлого года, в том числе 190 тыс. тонн государственного интервенционного фонда».
По состоянию на 7 октября элеваторы приняли 416 тыс. тонн зерна из хозяйств. Уже сегодня 1 млн 200 тыс. тонн зерна производители вынуждены хранить на собственных складах. Идут дожди, влажность зерна – 24–25 %, такое зерно нужно дважды пропускать через сушильные комплексы, и производительность сушилок на ХПП упала до 17 тыс. тонн в сутки.
Сейчас часть зерна с полей переадресуют туда, где еще есть небольшие свободные емкости по зонам, – на Шадринский комбинат хлебопродуктов, Далматовский элеватор, КХП фирмы «Макфа» в Кургане, Половинский элеватор и другие. По настоянию властей большинство элеваторов установили посильные тарифы, в Половинском даже не берут плату за хранение зерна. Но резервов мало.
Как подчеркнул Сергей Жданов, часть элеваторов уже загружена полностью, мощности надо освобождать, отправляя его заказчикам. А с полей, по расчетам, предстоит убрать еще не менее 400 тыс. тонн. Зерно не могут отгрузить – не хватает вагонов на железной дороге. Такая ситуация сложилась, к примеру, на Курганском элеваторе, хлебной базе № 27, Макушинском элеваторе. Департамент призвал отделение ЮУЖД и компанию «Русагротранс» активизировать поставку вагонов-зерновозов. Область намерена вывезти более 1 млн тонн зерна, здесь рассчитывают на стабильные перевозки, чтобы не потерять покупателей. Пока по контрактам зауральцы должны вывозить до 100 тыс. тонн зерна в месяц.
По оперативным данным, на октябрь элеваторы области заказали 843 вагона под зерно, а получили пока 389. Как уточнил, например, генеральный директор ЗАО «Кургансемена» Николай Аржанов, сегодня на элеваторах агрохолдинга находится 50 тыс. тонн товарного зерна, но из заявки на октябрь в 594 вагона на 10 октября поставлено 47 вагонов. «Долг на текущую дату – 137 вагонов», – сказал гендиректор. Он добавил, что «заявки октября сейчас «Русагротранс» переводит на ноябрь. Компания обещает помочь, но перспективы невелики».
Как сообщил начальник отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Курганского отделения ЮУЖД Олег Мальцев, «на сегодняшний день отгружено 87 вагонов. А в целом на октябрь, предварительно, можем обеспечить 370 вагонов». И сообщил о переговорах по прямым поставкам от «Русагротранса».
Неясные прогнозы явно никак не устраивают главу области: Олег Богомолов потребовал от руководства отделения представить ему ежесуточный график поставки вагонов. «А департамент будет его контролировать. Сегодня же садитесь и отрабатывайте все вместе», – сказал губернатор.
Олег Богомолов подчеркнул: он надеется, что «железнодорожники сделают все, чтобы помочь крестьянам получить максимальную выгоду от того, что они вырастили». И потребовал от чиновников всех уровней «каждый день держать руку на пульсе».
В области со дня на день ожидают приказа ФСТ РФ по льготному тарифу на перевозки зерна из Курганской области по железной дороге на расстояние свыше 1100 км – область по настоянию губернатора и благодаря помощи полпреда в УрФО Евгения Куйвашева единственная в округе получила такую льготу. «И потребности в перевозках могут вырасти в два и более раз», – отметил Сергей Жданов.
Правда, льготный тариф касается поставок только на экспорт. И насколько эта мера поможет достичь цели, пока неясно. Но, как сообщил Сергей Жданов, «мы начали отрабатывать каналы», «представитель Варгашинского элеватора уехал отрабатывать контракт».