Главная | Новости | Общество | В Зауралье появились казаки в законе
Новость
В Зауралье появились казаки в законе
Сегодня, 11 октября, в Курганской областной думе прошел круглый стол по рассмотрению законопроекта «О развитии российского казачества на территории Курганской области». Казачьи общества как общественные организации появились в регионе еще в 90-е годы, но только сейчас казаки получают легитимность и права, на которых настаивали прежде. Правда, речь идет прежде всего о государственной службе. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».Проект закона был принят весьма оперативно в первом чтении на сентябрьском заседании облдумы. Теперь в его обсуждении приняли участие спикер думы Владимир Казаков, его первый заместитель Татьяна Воинкова, депутаты, представители казачества, областной исполнительной власти, органов местного самоуправления, УМВД и ГУ МЧС по Курганской области, Пограничного управления ФСБ РФ по Курганской и Тюменской областям, общественных организаций и объединений.
Как известно, в 2008 году президент России Дмитрий Медведев утвердил концепцию государственной политики, в которой определены цели, система принципов и приоритеты деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении казачества. Как подчеркнул спикер Владимир Казаков, особое значение она имеет для приграничных регионов России, одним из которых является Курганская область.
Разработчиком проекта стало правительство. Представил его начальник управления специальных программ Александр Ломов. По его словам, закон имеет прежде всего знаковый смысл – он подтверждает, что в Зауралье есть казачество и государство готово его поддерживать и с ним сотрудничать. Сейчас в области зарегистрированы и осуществляют свою деятельность свыше двух тысяч казаков, объединенных в одно отдельское и семь хуторских казачьих обществ.
Александр Ломов и Татьяна Воинкова
Закон не дает никаких привилегий, перечисленные в нем формы сотрудничества есть в федеральном законе, казачьи общества, вошедшие в реестр, и до закона могли работать по договорам с пограничниками, МЧС и другими структурами. Так что имиджевый оттенок в нормативном акте есть «и это никто не отрицал».
Но жить по закону лучше, чем без него. Эту простую мысль развили руководитель аппарата Общественной палаты Владимир Пугин, атаман Зауральского отдельского казачьего общества Александр Зайцев, и. о. начальника полиции УМВД по Курганской области Сергей Заскалькин, заместитель директора департамента природных ресурсов и окружающей среды Зоя Неволина.
По общему мнению, «область созрела для этого закона». Правда он, как выяснилось, касается только реестровых казаков, а общественные казачьи общества, действующие на основе закона об общественных объединениях, остались вне поля зрения. Про общественников говорили скупо и в том смысле, что «эти общества были созданы на эмоциональной волне 90-х годов», и «там есть одиозные личности». Во всяком случае, по данным «УралПолит.Ru», сегодня за круглый стол не пригласили казаков- общественников, того же небезызвестного атамана общественной организации региона «Курганское казачье землячество» Валерия Попова.
По мнениюначальника аппарата Общественной палаты Владимира Пугина, закон делает казачье движение более продуктивным, в этом движении с 90-х годов были спады и подъемы «и казаки заслужили этот закон», а «то, что в России к казакам себя причисляют около 7 млн человек, заслуживает особого внимания».
Как отметил атаман Зауральского отдельского казачьего общества Александр Зайцев, закон сам по себе важный шаг, а общественные организации казаков должны работать при реестровых обществах. «Законопроект мы внимательно изучили, внесли свои предложения», – подчеркнул Александр Зайцев. Участники заседания посоветовали ему развивать общественные молодежные казачьи организации – на основе тех же кадетских казачьих классов в школах.
Атаман Александр Зайцев
Небезынтересно, что главными сферами применения казачьей энергии названы охрана госграницы и общественного порядка, охрана имущества, тушение пожаров. Как отметили наблюдатели, именно эти секторы сегодня требуют повышенного внимания силовых ведомств. Так, как известно, введение Таможенного союза и реформа полиции серьезно сократили штаты госструктур УМВД и ФТС в Зауралье. Но проблемы остались. А, как подчеркнул и. о. начальника полиции УМВД по Курганской области Сергей Заскалькин, пятипроцентный рост уличной преступности в области требует новых ресурсов для исправления положения и казачьи ДНД здесь реальный выход – например, в селах, где нет участковых. Так же, как и пограничные казачьи посты на границе с Казахстаном, которые успешно действуют на территории Макушинского района в казачьем обществе «Хутор Неверовский». «А оперативность принятия закона можно объяснить как раз желанием прикрыть эти участки», – сказал он.
Таким образом, пришедшее «снизу» казачье движение сейчас получает более чем мощную поддержку сверху – государство готово ставить на службу людей, которые вспомнили о своих корнях.
Правда, как выяснилось, в реестровые казаки в Зауралье записано много женщин. Например, в хуторском казачьем обществе в Кургане их не менее 10 % от состава. На вопрос «УралПолит.Ru» об этом Александр Зайцев уточнил, что в отдельском, то есть в областном, обществе «казачек – не меньше половины». И, как пояснила начальник отдела управления Минюста Татьяна Медведевских, женщины обязаны по уставу нести государеву службу, невзирая на хозяйство, детей и другие обязанности. Но, как прозвучало сегодня, «какой казак без казачки?» Правда, в фильме о казаках-пограничниках, который показали участникам дискуссии, женщин не было видно.
По итогам круглого стола выработаны рекомендации органам власти, в том числе главам Катайского, Лебяжьевского, Макушинского, Щучанского, Шадринского и Шумихинского районов. Им посоветовали тесно сотрудничать с казачьими обществами, создать рабочие группы по делам казачества и определить должностных лиц, ответственных за реализацию концепции государственной политики в отношении казачества.
Закон делает первые шаги, но в октябре его уже хотят принять в окончательном варианте.
Атаман хуторского казачьего общества «Хутор Лебяжьевский» Михаил Хлестов