Главная | Новости | Экономика | Экспериментальный асфальт протестируют в Югре
Новость
Экспериментальный асфальт протестируют в Югре
Инновации на троих
На международном инвестиционном форуме «Югра-2011», который прошел в Ханты-Мансийске 12-15 октября, правительство ХМАО, «Газпром нефть» и СИБУР заключили меморандум о намерениях осуществить пилотный проект в сфере дорожного строительства с применением полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) и геоматериалов. Построить пилотный участок планируется в 2012 году.
Аналогичные проекты уже были запущены в Омске и Алтайском крае, но говорить об их итогах пока рано – участки должны пережить испытание зимним сезоном 2011-2012 годов. Поэтому специалисты БУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» и ГП «Северавтодор» лично произведут испытания дорожных покрытий с использованием новых ПБВ и геосинтетики.
Как сообщили корреспонденту «УралПолит.Ru» в «Управлении автомобильных дорог» Югры, дорожные строители постоянно вводят в эксплуатацию новые материалы, конструкции и технологии. Все разработки сначала апробируются на экспериментальном участке, затем техсовет обсуждает, рассматривает и рекомендует к внедрению инновационные технологии или материалы, и только затем они применяются в строительстве.
Проверено на американцах
«Полимерно-битумные вяжущие – это композиционные материалы на основе традиционных битумов с применением полимеров, повышающих устойчивость материала к динамическим нагрузкам», – рассказали корреспонденту «УралПолит.Ru» в пресс-службе «Газпром нефти». Специалисты пояснили, что температура хрупкости обычного битума – минус 15-18 градусов, и даже небольшие нагрузки в этих условиях вызывают растрескивание дорожного полотна, тогда как модифицированный битум выдерживает без трещин температуру до минус 30 градусов. Это особенно важно для Югры, где средняя температура января – минус 20-24 градуса, а магистрали перегружены транспортными потоками.
ПБВ уже используется за рубежом. Разработка полимерно-битумного покрытия в США началась еще в 1928 году, долгосрочный мониторинг состояния дорожной сети США показал, что расходы на эксплуатацию обновленных участков оказались на 10–30% ниже. Срок службы такого покрытия увеличивается с 2-4 до 7-10 лет, а затраты окупаются за 2,5 года эксплуатации.
На российском рынке этот материал присутствует с 1995 года, но широкое применение завоевывает только сейчас, когда государство как основной заказчик строительства и ремонта дорог требует в первую очередь качества и долговечности покрытий. Эксперты прогнозируют, что год от года число автомобильных дорог с использованием ПБВ будет расти – оно заметно увеличится уже в 2012 году.
Основным поставщиком полимерного сырья для нового битума (термоэластопласты) выступает компания СИБУР – единственный производитель данного полимера в России. Подписание меморандума о намерениях является очередным этапом сотрудничества «Газпром нефти» и СИБУРа. Запуск совместного пилотного проекта в ХМАО – логичное продолжение расширения сферы деятельности в области производства ПБВ. Реализация проекта позволит сформировать доказательную базу для обоснования эффективности применения полимерных материалов в дорожном строительстве. Результаты испытаний будут учтены при проектировании, строительстве и реконструкции объектов дорожного строительства в Югре.
В «Газпром нефти» полимерно-битумное вяжущее производится на новых мощностях Омского НПЗ. Специально для производства этого материала в 2010 году была запущена современная линия итальянской фирмы «Massenza». Проектная мощность установки по производству ПБВ – 10 тыс. тонн в год. «Газпром нефть» планирует увеличивать объемы выпуска ПБВ с каждым годом, а при существенном спросе на рынке – рассмотреть вопрос увеличения производственных мощностей.
Фронт работ
Дорожное строительство является одной из стратегически важных задач правительства ХМАО: автомобильные артерии связывают отдаленные производственные площадки и населенные пункты региона. За последние 15 лет в Югре было введено в эксплуатацию свыше 1500 километров трасс, еще столько же реконструировано, отметили в пресс-службе департамента дорожного хозяйства региона.
Однако, по данным того же ведомства, пока Ханты-Мансийский округ не отличается густотой автотрасс – этот показатель здесь в 7,2 раза меньше, чем по России, и в 4,2 – чем по УрФО. Недостаток трасс ведет к повышению нагрузки на существующие дороги и к их ускоренному износу, этому же способствует суровый климат.
В прошлом году в Югре была утверждена целевая программа «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 – 2013 годы». Как сообщили корреспонденту «УралПолит.Ru» в пресс-службе губернатора округа, на подпрограмму «Автомобильные дороги» в ней заложено около 26,5 млрд рублей. До конца 2013 года на строительство и реконструкцию окружных дорог планируется потратить 18,835 млрд рублей, на содержание и ремонт уже существующих трасс – еще 6,955 млрд рублей.
Правительство ХМАО-Югры рассчитывает найти способ сократить траты бюджета на содержание и ремонт дорог. Использование инновационных материалов, надеются власти, позволит снизить расходы на ежегодный ремонт, ну а автомобилисты ждут появления «ноу-хау» на дорогах по вполне понятным причинам.