Главная | Новости | Политика | Мишарин выполнил главное поручение Медведева
Новость
Мишарин выполнил главное поручение Медведева
Только что в Хабаровске свердловский губернатор Александр Мишарин выступил с докладом «Повышение роли регионов в модернизации транспортной и промышленной инфраструктуры России и поддержке экономического роста» на заседании президиума Госсовета РФ, который проходит под председательством главы государства Дмитрия Медведева. В департаменте информации губернатора оперативно представили расшифровку выступления.
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые члены президиума Государственного Совета!
Успешное развитие России, безусловно, зависит от многих факторов. Несправедливое распределение средств между федеральным и региональными бюджетами, которое не приводит к стимулированию развития регионов, – один из основных факторов. Другой ключевой фактор для такой огромной страны, как наша, – это эффективная работа регионов. Их инициативность, способность брать на себя ответственность и создавать на своей территории современные институты развития.
Сегодня переде всеми без исключения регионами стоят задачи модернизации экономики, привлечения инвестиций, запуска инновационных механизмов. Только это позволит России стать лидером по ключевым направлениям научно-технологического прогресса. А значит, приведет к улучшению качества жизни людей.
Вместе с тем стратегия реализации этих целей пока определена лишь на национальном уровне. И как вы, Дмитрий Анатольевич, справедливо сказали – крайне важно увязать ее со стратегиями развития территорий. Ведь модернизация России невозможна без модернизации ее регионов. Крупнейшая в мире страна должна иметь четко выверенные и просчитанные приоритеты пространственного развития.
Рабочая группа, которая была создана для подготовки материалов к этому заседанию и в которую вошли губернаторы, представители федеральных министерств, эксперты, пришла к заключению, что повышение роли регионов необходимо рассматривать по следующим направлениям. Это определение приоритетов развития для каждого региона, это роль регионов в реиндустриализации страны, в развитии транспортной инфраструктуры и в развитии человеческого капитала. Какие должны быть запущены механизмы мотивации регионов и какие изменения необходимо внести в межбюджетные отношения. Остановлюсь коротко на каждом из них.
Определение приоритетов развития для каждого региона
В части определения приоритетов развития для каждого региона возникает два вопроса. Первый – в какой степени региональные приоритеты должны повторять федеральные? Любой руководитель региона подтвердит: лучших результатов добиваются муниципалитеты, в которых работают инициативные профессионалы, а не те, у которых больше экономических возможностей, но пассивное руководство. То же происходит и в масштабах страны. Есть немало примеров, когда в лидеры выходят далеко не самые экономически развитые субъекты Федерации. Томская область – в сфере инновационного развития, Калужская – в области привлечения иностранных инвестиций. То есть – в процессе модернизации экономики очень важно учитывать специфику регионов и поощрять их инициативу. В том числе стимулировать конкуренцию за привлечение ресурсов.
Второй, не менее принципиальный вопрос – это согласование стратегий разного уровня: федерального, регионального, муниципального. Причем – согласование как между собой, так и с интересами общества, бизнеса. Нередко регион, декларируя правильные стратегические цели, противоречит им в своей конкретной политике. Так, развитие инновационной промышленности приводит к повышению производительности труда. А это – вступает в конфликт с решением задачи занятости, особенно актуальной для монопрофильных городов и отдаленных территорий. Низкое качество жизни в малых и средних городах ведет к оттоку жителей, прежде всего молодежи, в мегаполисы. Тогда как основные производственные мощности расположены вовсе не в городах-миллионниках. И таких примеров можно привести немало.
Считаю, что решить эти вопросы поможет закон о государственном стратегическом планировании. В нем надо четко выстроить взаимосвязь: федеральная стратегия – региональная стратегия – стратегия города или городской агломерации – генеральный план города – программы и проекты развития. Такой подход мог бы служить механизмом согласования действий федеральных, региональных органов власти и муниципалитетов для проведения долгосрочной экономической политики.
Роль регионов в реиндустриализации страны
Как известно долгосрочным приоритетом экономической стратегии страны является инновационное развитие. Вместе с тем чтобы воплощать инновации в жизнь, необходима качественно новая промышленная база. Кроме того, в Концепции долгосрочного развития заявлено о коренной модернизации перерабатывающего сектора, что позволит перенести в страну существенную часть добавленной стоимости, создаваемой в мире на базе российских сырьевых ресурсов. Для этого требуется, по сути, реиндустриализация страны. Эта грандиозная по масштабам задача особенно актуальна для Сибири, Поволжья и Урала, где наряду с основными сырьевыми ресурсами и добывающим сектором сосредоточены крупнейшие перерабатывающие предприятия.
Ни одно из государств, демонстрирующих в последние десятилетия впечатляющие темпы роста (включая Китай, Южную Корею, других азиатских «тигров»), не обошлось без нового масштабного промышленного строительства. Эффективность подобных инструментов подтверждает и положительный опыт ряда российских регионов (Татарстан, Калужская, Московская, Ленинградская, Липецкая, Свердловская области), где подготовлены площадки для промышленных объектов – индустриальных парков и особых экономических зон.
Создание подобных площадок должно быть тесно увязано с вопросами стратегического развития регионов. В Свердловской области в этом году стартовал проект особой экономической зоны «Титановая долина». Его можно рассматривать одновременно как опыт привлечения иностранных инвестиций, развития сразу нескольких крупнейших и технологически передовых промышленных предприятий. А также – создания новой точки роста в Нижнетагильской агломерации с общей численностью около миллиона человек.
Однако дальнейшее развитие таких проектов сдерживается двумя факторами. Во-первых, недостаточными возможностями региональных институтов развития. Нормативно-правовая база и условия их деятельности пока несовершенны. Это ограничивает формирование в регионах бюджетов развития.
Во-вторых, у нас еще мало площадок, способных претендовать на получение федеральных льгот и инвестиций. Это снижает их конкурентоспособность по сравнению с подобными площадками других стран. Количество особых экономических зон промышленного типа, к примеру, в Южной Корее, Китае, Турции, – на порядок выше, чем в России. Речь не идет о том, чтобы в каждом субъекте Федерации создать индустриальные парки или экономические зоны на федеральные средства. Но на приоритетных для экономики страны территориях, прежде всего на Дальнем Востоке, а также в регионах с высокой долей перерабатывающей промышленности Сибири, Урала, Поволжья – эту проблему необходимо решать.
Развитие промышленности в регионах должно быть также тесно увязано с развитием индустриальных кластеров. Особенно тех, которые в перспективе способны решить вопросы замещения высокотехнологичного и стратегически важного для страны импорта. Отбор этих кластеров и их поддержка на конкурентной основе - важнейший элемент территориального развития страны.
Один из примеров кластерного подхода – производство железнодорожных вагонов на Уралвагонзаводе и выпуск локомотивов нового поколения на заводе «Уральский локомотив». Это совместный проект Группы «Синара» и Siemens. Производство российских локомотивов обеспечивает заказами сотни российских предприятий, стимулирует отраслевую науку, способствует развитию энергосберегающих, ресурсосберегающих технологий.
Но этот проект был бы невозможен без гарантированного долгосрочного заказа на продукцию со стороны государства в лице «Российских железных дорог». Формирование долгосрочного спроса со стороны государства и крупнейших компаний с государственным участием на инновационную и высокотехнологичную продукцию используется во всем мире и является одним из важнейших инструментов развития.
Другим важным инструментом развития является налоговое стимулирование организаций создающих новые рабочие места, особенно в высокотехнологичных секторах экономики и реинвестирующих свою прибыль в развитие производства. Такая практика распространена в других странах и дает хорошие результаты. Следует предусмотреть дополнительное налоговое стимулирование для регионов, в которых происходит увеличение поступлений налогов в федеральный бюджет. Это правильная мотивация для руководителей регионов.
Однако простое увеличение числа инструментов и ресурсов экономического развития, предоставляемых Федерацией регионам, не даст результатов, если у самих регионов не будет собственной сети институтов, способных эффективно использовать эти ресурсы.
Целый ряд субъектов Федерации уже создали подобного рода институты: корпорации или агентства развития, агентства поддержки экспорта, региональные инвестиционные фонды. Этот опыт нужно тиражировать на всю страну. А для расширения деятельности таких структур – унифицировать нормативно-правовое поле, увеличить возможность для привлечения ресурсов федеральных институтов развития.
О развитии транспортной инфраструктуры
Другой сдерживающий фактор пространственного развития России – неразвитость инфраструктуры, особенно транспортной. Затраты на ее строительство и поддержание – в силу размеров страны – несопоставимы ни с одним другим государством мира, кроме пожалуй Китая и США.
Вместе с тем, именно транспортная система обеспечивает экономические, политические и человеческие связи, а значит – единство страны. Это особенно актуально для восточных регионов, чья изолированность от центра связана, прежде всего, с транспортными издержками. Субсидирование транспортных тарифов, введение особых режимов налогового стимулирования экономик восточных регионов – разумные и необходимые меры. Но только ими не решить проблем.
Нужно менять организацию железнодорожного сообщения (например, разделять пассажирские и грузовые колеи), модернизировать подвижной состав и инфраструктуру железнодорожного транспорта. Нужен комплекс мер по развитию региональной и местной авиации, созданию крупных узловых аэропортов в регионах, строительству и реконструкции автомобильных дорог.
Не менее важным является и высокоскоростной железнодорожный транспорт. Так, реализация проекта ВСМ-2 по строительству инфраструктуры скоростного железнодорожного сообщения на восток от Москвы – увеличит мобильность населения, стимулирует экономическую активность в целом ряде регионов, позволит запустить новые механизмы межрегиональной интеграции и формирования новых рынков.
Железнодорожная магистраль Екатеринбург - Казань - Нижний Новгород - Москва пройдет по территории одиннадцати субъектов Российской Федерации, где проживает около 40 миллионов человек. Проект ВСМ-2 создаст свыше 100 тысяч новых рабочих мест, повысит мобильность и, следовательно, качество жизни миллионов людей.
И, конечно, развитие современной транспортной инфраструктуры – это еще вопрос репутации нашей страны в связи с организацией Олимпиады в Сочи в 2014-м, Чемпионата Мира по футболу в 2018 годах и существенно увеличит наши шансы на проведения ЭКСПО в 2020 году в Екатеринбурге.
О развитии человеческого капитала
Нашей первоочередной целью было и остается достижение нового качества жизни людей, развитие человеческого капитала. И все экономические задачи – подчинены этой цели. Причем, речь идет не только о материальном благосостоянии. Но и о создании условий для самореализации, профессионального роста, повышения культурно-образовательного уровня людей.
Но чтобы обеспечить европейский уровень жизни на 1/8 части планеты – не хватит никакого прямого государственного финансирования. Здесь нужны другие инструменты и подходы. Важнейшим из них является развитие агломераций.
Сейчас в России – около 20 формирующихся агломераций с населением свыше 1 млн. человек. Показателен пример Екатеринбурга. В городе проживает чуть более 1,3 миллиона человек, однако в радиусе 50 км от него - находятся несколько муниципальных образований общей численностью свыше 600 тысяч человек. Все они - классические моногорода, в которых сосредоточено около четверти промышленного потенциала Свердловской области – больше, чем в самом Екатеринбурге. Эти города испытали меньшие социальных проблемы в период недавнего экономического кризиса, поскольку оказались включены в общий с областным центром рынок труда. Более того, их жители имеют доступ к культурной, образовательной, торговой сферам Екатеринбурга.
Агломерации нужны. Вместе с тем, не проработаны механизмы формирования агломераций, координации действий различных муниципалитетов, финансирования совместных проектов. Нужны и более современные инструменты регулирования доходной базы муниципалитетов. В частности, неоднократно поднимался вопрос об уплате НДФЛ по месту жительства, а не по месту работы.
Завершая, хочу подчеркнуть: крайне важно, чтобы регионы, реализуя выбранную страной стратегию развития, включались в процесс конкуренции и были правильно мотивированы со стороны федерального центра.
Как вы правильно сказали, Дмитрий Анатольевич, межбюджетные отношения требуют пересмотра. Концентрация налоговых ресурсов в федеральном бюджете, как и рост масштабов межбюджетного распределения достигли своего предела. Назрела необходимость постепенного обратного перераспределения доходов в пользу региональных и муниципальных бюджетов. При этом межбюджетные трансферты должны работать не только на повышение межбюджетной сбалансированности, но и на поддержку потенциала развития регионов, т.е. своеобразные субсидии на развитие. Хочу отметить, что в рабочей группе эта тема вызвала наибольшие споры. Были разные предложения, в том и числе и передача 10% НДС в регионы. Мы передали свои предложений в рабочую группу Хлопонина и готовы продолжить работать над этим вопросом, если вы дадите такое поручение.
Только конкуренция, состязательность, здоровое соперничество за ресурсы, направляемые государством на цели развития, принесет успех. Такая конкуренция порождает лидеров, дает возможность наиболее активным, амбициозным регионам взять на себя и дополнительные полномочия, и дополнительную ответственность за решение общих задач развития России».