Главная | Новости | Политика | На Южном Урале Путин дошел до самого края
Новость
На Южном Урале Путин дошел до самого края
За несколько часов пребывания на Южном Урале Владимир Путин пристыдил региональные и местные власти за медленное решение проблем сползающего в Коркинский угольный разрез поселка Роза и дал поручение в течение февраля расселить аварийные дома угольщиков. В ответ глава Челябинской области Михаил Юревич пообещал за последующие полтора года переселить в Челябинск и Копейск всех 3700 розинцев, которые сегодня проживают в опасной зоне. Журналист «УралПолит.Ru» лично переговорил с рядовыми жителями горняцкого поселка и узнал, что многие из них обещания премьера и региональных властей восприняли без энтузиазма и недовольны условиями переезда.Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».
В субботу, 4 февраля, Владимир Путин побывал на Южном Урале и изучил обстановку, которая сложилась в Коркинском угольном разрезе и поселке Роза.
Сразу после прилета в аэропорт «Челябинск» около 17:30 премьер проехал к угольному разрезу. Путин подъехал на «джипе» к смотровой площадке, откуда открывается панорама заснеженной рукотворной впадины глубиной до полукилометра.Увидев, как несколько фотографов и видеооператоров буквально балансируют на крае смотровой площадки, рискуя упасть вниз, Путин обратился к ним: «Аккуратнее! Еще не хватало, чтобы туда свалились. Давай вылезай оттуда!», – протянул он руку личному фотографу челябинского губернатора Анатолию Колющенко чем, возможно, уберег его от неприятностей.
Угольный разрез сейчас постепенно осыпается, угрожая постройкам в городе Коркино и поселке горняков Роза, расположенным рядом. Власти за последние годы переселили из зоны риска жителей примерно 300 домов. Однако люди отсюда уезжают неохотно.
Во время осмотра поселка Роза, который в буквальном смысле сползает в угольный разрез, премьер посетил аварийную квартиру пенсионерки Любови Ветровой. В 1991 году муниципальные власти признали дом аварийным и непригодным для жилья, но в итоге вместо расселения сделали лишь капитальный ремонт. Сейчас дом фактически рушится на глазах.
«Что-то у вас не очень жилище соответствует нормам, как минимум все трещит по швам», – констатировал премьер, осмотрев квартиру. Путина поразили сквозные дыры в стенах: «Кошмар, конечно, прямо насквозь видно!»
«Да, это дыра прямо на улицу, летом через нее траву видно», – подтвердила Ветрова.
Своими впечатлениями от увиденного премьер поделился с участниками совещания, которое вскоре началось в профтехучилище № 45 поселка Роза. Признав, что проблема разреза носит объективный характер, так как копилась в течение многих десятилетий, Владимир Путин тем не менее принялся стыдить собравшихся. Досталось и федеральным, и региональным и местным властям, которые, по мнению премьера, намеренно не замечали чрезвычайной ситуации.
«Всем здесь собравшимся, должно быть стыдно. Объективные трудности – это понятно, они связаны с опасностью жизни, но вообще разве в таких условиях люди должны жить?» – сказал премьер.
Владимир Путин не скрывал своего разочарования.
«Конечно, это не федеральная ответственность, но все-таки у нас есть министерство регионального развития. Ну, слушайте, такие вещи надо отслеживать», – сказал Путин.
Премьер-министр продолжил: «Я уже не говорю о региональной и местной власти. У вас совесть-то есть, нет? Здесь хоть когда-нибудь были? Хоть один раз? Это просто переходит вообще всякие границы: потолок того и гляди рухнет, а щели в стенах прямо на улицу. Как там люди-то живут?».
Глава Минрегионразвития Виктор Басаргин доложил Путину, что на решение этой задачи понадобится минимум 5 млрд рублей. По его словам, потребуется несколько лет на то, чтобы полностью решить все накопившиеся проблемы. И решение проблемы в целом – включая работы по рекультивации земель и укрепление «бортов» разреза – потребует уже 27 млрд рублей. В тот же период, но уже за счет федеральных средств, нужно разрешить все социальные вопросы.
«Вы вообще понимаете, о чем мы говорим? – возмутился премьер. – Что, люди будут еще полтора года жить в таких условиях, что ли?».
Глава российского кабинета министров потребовал от собравшихся выделить первоочередную задачу – 3 700 человек, или жители 71 дома в зоне обрушения должны быть отселены в самые кратчайшие сроки. Владимир Путин уточнил, что на это у властей вех уровней есть полтора года. При этом семья Ветровых и жители других ветхоаварийных домов должны получить новое жилье уже в течение февраля.
«Совершенно очевидно, что это аварийное жилье, в котором жить невозможно, – сказал Путин, – и это нужно сделать просто днями». Он отметил, что жителям этих аварийных квартир необходимо «выдать жилищные сертификаты или жилье дать немедленно». «Наверное, в Челябинской области есть дома, квартиры, которые можно приобрести, – сказал он. – Людям можно деньги дать на приобретение квартир, если они не хотят жить в другом месте».
После того, как будет решена первоочередная задача расселения домов, «в которых жить невозможно», нужно будет заняться ситуацией в целом, отметил Путин. На этом этапе властям придется решать проблемы жителей домов, которые «находятся в опасной зоне, но не настолько, чтобы могли пострадать в ближайший год». «Обязательно нужно в плановом порядке построить отдельный поселок, многоэтажные дома, в течение года – максимум полутора всех из этой зоны опасной переселить», – распорядился премьер.
По словам губернатора Челябинской области Михаила Юревича, до конца февраля будут составлены и переданы в Минрегионразвития РФ списки тех, кто в первую очередь нуждается в переселении. Квартирами для расселения Челябинская область располагает, пояснил Михаил Юревич. Жителям Розы, где и расположены аварийные дома, предложат жилье в пригороде Челябинска, если они работают в областном центре, или в Копейске.
Сразу после окончания встречи Владимир Путин прошел в спортзал училища, где его в течение нескольких часов ждали жители поселка. В зале было откровенно холодно, потому собравшиеся встретили премьера, кутаясь в шубы, куртки и тулупы. В зале собралось несколько десятков человек. В основном, как показалось журналисту «УралПолит.Ru», это были люди среднего и старшего возраста. Во втором ряду обращал на себя внимание пожилой человек с окладистой бородой, чья одежда выдавала в нем священника. Место в первом ряду занял депутат Госдумы от «Единой России» Дмитрий Вяткин, которому партия поручила курировать Коркинский район.
Путин вышел к собравшимся в джемпере с поднятым воротником. Взяв микрофон, он рассказал своих впечатлениях от Розы: «Посмотрел, как вы здесь живете: условия суровые, мягко говоря», и заговорил о тех решениях, которые были приняты на совещании. После чего предложил собравшимся задавать вопросы. Вопросом оказалось всего два.
Начальник добычного участка Коркинского разреза Владимир Петров спросил премьера о том, какой будущее ждет его предприятие. В ответ Путин похвалил основного акционера Челябинской угольной компании Константина Струкова: «…человек добропорядочный, добросовестный… мы договорились, будем помогать ему». Затем заявил, что государство сделает все, чтобы загрузить предприятие заказами и обеспечить его сотрудников работой. Закрывать угольное предприятие с нулевой рентабельностью власти, по его словам, не планируют.
Второй вопрос задавала мастер производственного обучения училища, в котором проходила встреча, Татьяна Кузнецова.
Взяв из рук премьера микрофон, Татьяна Михайловна спросила о том, что, вероятно, волнует многих розинцев. Правда ли, что в карьер будут свозить радиоактивные отходы, таким образом решив проблему нерентабельного предприятия?
«Первый раз слышу, если честно», – признался премьер.
Сразу после встречи журналист «УралПолит.Ru» пообщался с Татьяной Кузнецовой, которая рассказала ему, что «радиоактивный вопрос» и в самом деле один из самых обсуждаемых в Розе слухов.
По ее словам, никто из организаторов встречи Путина с народом не инструктировал собравшихся в зале, какие вопросы можно задавать. «Но вопросов было много, – призналась она. – Большая часть, конечно, тревожится, что будет с поселком и со всеми нами».
Предложенными вариантами переселения большинство ее знакомых разочарованы. «Предлагают переезжать в поселок Первомайский (Коркинский район. – Ред.), а там ни работы, ни условий», – говорит Татьяна Кузнецова. Большинство хотели бы получить деньги на новое жилье и самостоятельно выбирать удобное место будущего проживания. Еще одна проблема, которая тревожила собравшихся в спортзале, но почему-то не решившихся задать свой вопрос Путину розинцев, это ответственность властей за выполнение данных жителям обещаний. «Выполнят хотя бы часть из обещанного, уже и на том спасибо», – передал настроение народа проходивший мимо репортера мужчина в потертой куртке.
Напомним, комиссия, которая будет заниматься обследованием аварийных домов и переселением людей, начнет работу уже 5 февраля, в воскресенье. В перечне жилых домов и социальных объектов, попадающих в зону отселения, есть и здание училища, в котором Владимир Путин в прошедшую субботу встречался с народом.