Главная | Новости | Общество | Как и почему растут барьеры между больными и лекарствами
Новость
Как и почему растут барьеры между больными и лекарствами
Рынок лекарств в России на две трети заполнен зарубежной продукцией. Но больным не важно, кто ее произвел – им нужны эффективные препараты, позволяющие бороться с недугом. Минздравсоцразвития РФ ежегодно утверждает список жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖВНЛП), которые должны быть в каждой аптеке и больнице. Но иногда их нет в рознице неделями, а на пути лекарств в стационары встает Федеральная антимонопольная служба. Подробнее – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».Сегодня, 7 февраля, член Совета Федерации от Курганской области Олег Пантелеев, взяв список лекарств, на отсутствие которых курганцы жаловались в Общественную приемную Владимира Путина, поехал по аптекам областного центра. «В январе в стране сложилась нехватка ряда важных препаратов, хочу узнать, что изменилось», – пояснил он корреспонденту «УралПолит.Ru». В аптеке № 97 по ул. Пролетарской его список фармацевт проверила по базе данных и сообщила, что все они, кроме одного, есть в наличии. Как сказала пожилая женщина, в этой аптеке отказов из-за отсутствия лекарств она не получала.
Ценовые режимы аптеки соблюдают. В аптеке № 97, к примеру, прибыль по итогам 2011 года выросла на 10 %, но наценка на лекарства держится в рамках установленных правительством области.
В список самых важных входят около 60 наименований, пояснила заведующая другой аптеки – по ул. Ленина, и у нас они всегда присутствуют, а редкие препараты, для стационаров, заказываем по индивидуальным просьбам.
Тогда сенатор достал другой список – с названиями эффективного противоракового препарата и его аналога – дженерика. В аптеках их не было.
В разговоре с главным врачом областного онкодиспансера Тамарой Сиротской выяснилось, что закупить по конкурсу эффективный препарат для лечения рака, который производит одна из самых авторитетных фирм мира, им в 2011 году не удалось. «УФАС нам зарубил закупку, в итоге нам пришлось закупать дженерик, который производят из привозных субстанций в стране. Но это сразу сказалось на лечении. У больных возникли отрицательные побочные явления – аллергия, так называемый «острый живот». Как пояснила специалист онкодиспансера, «поначалу мы даже приглашали хирургов в таких случаях, а потом поняли – это результат препаратов».
По данным сайта apteka.ua, внутренние потребности фармацевтического рынка России в субстанциях лекарственных средств обеспечиваются лишь на 15%. Сложившаяся на фармрынке России ситуация обусловлена высокими затратами на производство активных фармацевтических ингредиентов (АФИ) и невысокой конкурентоспособностью российских фармацевтических производителей по сравнению с другими странами – поставщиками сырья. В связи с низкой стоимостью импорта АФИ из Китая и Индии большая часть потребностей фармпромышленности России в субстанциях обеспечивается этими двумя странами.
Как отмечают эксперты, фирмы-дистрибюторы зачастую предлагают на тендерах дешевые дженерики и выигрывают. Но врачи этой ситуацией, как видим, довольны не всегда.
В областном антимонопольном управлении новый и. о. руководителя Ирина Гагарина сразу не смогла припомнить детали конкурса по поставке лекарств в областную клиническую больницу – именно этот пример, в дополнение к сказанному Тамарой Сиротской, наглядно привел Олег Пантелеев, сославшись на сайт самого ведомства. Больница не смогла получить эффективное лекарство. Как выяснилось, УФАС сослалось на то, что фирма-производитель предлагала известный и ценимый врачами-лечебниками препарат в новой дозировке и упаковке, стремясь защитить свою торговую марку.
Но руководитель комиссии УФАС Михаил Коновалов вместе с сенатором просмотрев документацию, объяснил: «Мы же следим только за процедурой, все по закону, была жалоба, мы ее рассмотрели, наше решение поддержал арбитраж». Но он никак не мог пояснить, кто так грамотно с точки зрения биотехнологии, написал отказной материал – «таких специалистов у нас нет», признался Михаил Коновалов.
Олег Пантелеев подчеркнул: «Я же не судья. Я законодатель. Надо искать такой выход, чтобы люди не страдали. Во-первых, мы признали, что ФЗ № 64 имеет много недостатков, будем вводить Федеральную контрактную систему. Во-вторых, какое отношение имеет упаковка лекарства к закону? Это все ведомственные инструкции Минздрава. Когда закон обрастает такими подзаконными актами, он разворачивается наоборот. Хотели отсечь от закупок плохих поставщиков, а вышло что?». Член СФ заявил, что подаст официальный запрос в УФАС по этой ситуации.
Сегодня же сенатор связался по телефону с жителями Кургана, которые жаловались на нехватку лекарств и проволочки с ними, и большинство из них сообщили, что их проблемы с препаратами – а они были связаны с необходимость лечить сложные заболевания, в том числе детей-инвалидов, сейчас урегулированы. Но одна из жительниц снова жаловалась – в аптеке в Заозерном МКР ее кормят обещаниями, а лекарства по льготным ценам не отпускают – звоните, мол, через недельку и так далее, сказал она.
Комментируя для «УралПолит.Ru» итоги своих встреч, Олег Пантелеев отметил, что федеральное собрание берет под особый контроль рынок лекарств, в том числе деятельность федеральных органов на территориях в этом секторе, и он изложит свои замечания по этому поводу, а информацию доведет до аппарата полпредства в УрФО.