Новость
Долги в сфере ЖКХ продолжают расти
Проблема задолженности за потребляемые коммунальные услуги стоит постоянно, однако, в условиях кризиса она принимает глобальные масштабы. За первое полугодие 2015 года, размер задолженности по стране близок к триллиону рублей. Поставщики услуг бьют тревогу, пытаясь найти рычаги воздействия на управляющие компании, не выполняющие своевременно свои обязанности по оплате услуг. При этом стоит отметить, что основной объем долговых обязательств, накапливают именно управляющие компании, в то время как население исправно вносит платежи.
Михаил Мень – глава Минстроя РФ:
По последним данным, за период первых шести месяцев 2015 сумма задолженности за жилищно-коммунальные услуги составляет 968 миллиардов рублей. Из них 718 миллиардов это долги управляющих компаний ресурсоснабжающим и только 250 миллиардов – это задолженность потребителей, то есть непосредственно собственников помещений. Управляющие компании часто ведут себя безответственно, а поставщики услуг становятся заложниками сложившейся ситуации. Не получая финансирования, они не имеют возможности своевременно и в полном объеме удовлетворять законные требования населения по подготовке к зиме, текущему ремонту сетей, обновлению оборудования.
Эдуард Смелов – коммерческий директор УК «Росводоканал»:
Тяжелейший этап мы прошли два года назад, когда суммы задолженности перед нами были баснословными. Сейчас ситуация выправляется благодаря обязательной процедуре лицензирования компаний, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Конечно, подвижки есть, это надо признать, но все же проблема неплатежей остается актуальной. Есть простая логика – чем меньше денег мы получили, тем меньше вложили. Технологическое оборудование требует замены, новые технологии позволяют значительно уменьшить издержки при поставке ресурсов, а значит, и снизить плату за них, однако, не получая прибыли мы не имеет возможности модернизации. Если в докризисный период компании могли воспользоваться кредитными займами, то в последнее время кредитование стало для нас слишком дорогим и даже опасным, ведь довольно сложно спрогнозировать, насколько вырастет или снизится, что вряд ли, задолженность перед нами.
Сейчас модернизация отрасли возможна только при условии повышения собираемости платежей. Однако все более усиливается тенденция накопления долгов самими управляющими компаниями. То есть, население более-менее исправно вносит платежи, а компания тратит полученные средства на иные статьи расходов, вместо того, чтоб перечислять их поставщикам услуг и ресурсов.
Эдуард Смелов:
В последнее время нам пришлось неоднократно сталкиваться с руководителями управляющих компаний, позволяющих себе незаконные финансовые операции. Средства, собранные с населения и предназначенные нам, направляются по иным статьям расходов, например, на благоустройство подъездов или текущий ремонт общего имущества. В некоторых, особо неблагополучных по сбору задолженности, территориях, мы практикуем прямые расчеты с населением. То есть граждане вносят оплату непосредственно нам, минуя неблагонадежные управляющие компании. Кстати, хочу отметить, что эти меры позволили значительно уменьшить задолженность перед нами.
Андрей Чибис – заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:
Сейчас наша основная задача – вытеснить с рынка нечистых на руку игроков. Первый способ – лицензирование, которое обязана пройти каждая управляющая компания. Второй – усиление карательных мер за невыполнение расчетных обязательств. Здесь мы повышаем размеры штрафов за просрочку задолженности, а также переводим население на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями. В связи с этим также хочу отметить, что штрафы подрастут не только для организаций, но и для конечных потребителей. Если, например, вы просрочите оплату более чем на 90 дней, то размер пени составит порядка 20% годовых.
Представители русурсоснабжающих организаций считают принимаемые меры недостаточно жесткими, однако, признают их эффективность, получая дополнительные гарантии своевременного внесения платы либо компенсации за просрочку платежа.