Главная | Юридический раздел | Каталог статей
Статья
Можно ли вернуть деньги за авиабилеты?
Авиаперевозки на территории России осуществляются на основании Воздушного кодекса Российской Федерации. Возврат денег за авиабилет осуществляется на основании 108 статьи Кодекса, в которой говорится, что при прекращении договора на воздушную перевозку со стороны пассажира (т.е. билет вы возвращаете по собственной инициативе) последний имеет право на возмещение уплаченной за билет суммы. Если пассажир уведомил авиаперевозчика за сутки или более до отправки воздушного судна, то он может получить обратно всю уплаченную сумму. Если же пассажир отказался от полета меньше чем за 24 часа до отлета самолета, то ему возвращают сумму за вычетом сбора, сумма которого не превышает 25% от общей стоимости билета.
Возмещение стоимости билета производится по месту приобретения и по представлению документа, подтверждающего личность владельца билета. Другим лицам стоимость возмещается по заверенной доверенности.
Многие авиакомпании устанавливают дополнительные условия для возврата денег за авиабилет. Например, такие ограничения касаются «недорогих» билетов (эконом-класса, билетов по спец.тарифу или купленных в рамках промо-акции), в этом случае деньги возвращают с учетом штрафа или вообще делают билет «невозвращаемым».
При вынужденном возврате вы также получаете полную сумму за билет, даже если билет «невозвращаемый». К случаям вынужденного возврата относят случаи неисполнения авиакомпанией своих обязательств. Это, например, отмена рейса, его перенос или задержка более чем на 3 часа, отмена посадки в пункте назначения, нестыковка с вашим следующим рейсом (возмещается стоимость обоих билетов, с рейса которым вы летели и рейса, на который вы опоздали), смена класса обслуживания, изменение типа воздушного судна, смерть пассажира или члена его семьи.
Самым частым и спорным случаем выплаты денег за билет является возмещение при отказе в визе. Если вы собрались ехать за границу и заранее приобрели билет, а в посольстве вам отказали в выдаче визы, то при предъявлении загранпаспорта или справки об отказе вы можете получить деньги обратно. Однако если визу вам выдали с задержкой, просрочив день вылета, то авиакомпания имеет право не возвращать деньги за билет.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала от авиаперевозчиков привести практику продажи билетов в соответствие с действующими нормами воздушных перевозок. В первую очередь это касается существования так называемых «невозвратных» билетов: согласно Воздушному кодексу, пассажир в любом случае имеет право на возврат уплаченных за билет денег (или хотя бы части этой суммы) в случае отказа от полета, говорится в сообщении ФАС.
Пассажир имеет право на возврат уплаченных за билет денег, если отказывается от полета более чем за сутки до отправления. Если же это происходит позже, авиаперевозчик может удержать часть этой суммы, но не более 25%. Соответствующие положения содержатся в Воздушном кодексе и Правилах формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки Минтранса России.
Однако многие компании практикуют продажу билетов по тарифам, по которым нельзя получить деньги обратно в случае отказа от полета. Как правило, это наиболее дешевые группы тарифов.
С 30 апреля ФАС потребовал «исключить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат, в случае добровольного отказа пассажира от перевозки».
Также в поле внимания антимонопольного ведомства попали и другие аспекты формирования тарифов на авиаперевозки, где, по мнению ФАС, следует навести порядок в соответствии с действующими правилами.
ФАС настаивает на том, чтобы авиакомпании предоставляли информацию об окончательных ценах билетов, включая в нее стоимость всех дополнительных услуг и плату за сбор. Как отмечается в сообщении ФАС, часто встречается такая ситуация, когда реальная цена на билет оказывается выше, чем та, что была заявлена на сайте и в сообщении компании.
Наконец, проблему составляет то, что большинству пассажиров сложно понять правила формирования тарифов. Это происходит потому, что тарифы описываются в специальных терминах и подлежат кодировке, так что понять механизм их формирования без специальной подготовки весьма сложно. ФАС ждет от авиакомпаний, что они будут предоставлять клиентам по требованию полную информацию о различных тарифах и способах их формирования, а при необходимости давать пояснения по использованию специальных терминов и кодировки. То же должны сделать и агенты по продаже, в случае предоставления им такой информации.
Если Вам авиакомпания отказывает в возврате денег за билет, Вы смело можете обращаться в суд. Уточним тот факт, что перед обращением в суд, Вам необходимо направить письменную претензию авиакомпании, а лучше принести в офис лично и поставить отметку о принятии Вашего письма. Помните также о том, что у каждой авиакомпании есть «Правила перевозки», которые устанавливают сроки и порядок возврата денежных средств пассажирам. Однако, любой локальный акт, в частности внутренние «правила перевозки» авиакомпаний, не должны противоречить Федеральным законам РФ, коим является Воздушный кодекс РФ. Следовательно, в своем обращении к авиакомпании или в суд Вы должны руководствоваться в первую очередь федеральными нормативными актами, то есть Конституцией РФ, Воздушный кодексом РФ, Законом «О защите прав потребителей» и др., а потом уже ссылаться на «внутренние правила перевозки» авиакомпании.
Составитель: юрисконсульт ООО «Юридическое партнерство «Мономах».